19 августа врачи Демской подстанции станции скорой помощи Уфы пересели на новые автомашины. Шесть только что сошедших с конвейера «газелей» были предоставлены медикам частной фирмой – ООО «Башмедавтотранс». Такое сотрудничество стало возможно благодаря политике государственно-частного партнерства, активно проводимой президентом Башкирии.
В странах Западной Европы система транспортного аутсорсинга существует порядка 30 лет. Частные фирмы предоставляют автомобили и полицейским, и пожарным, и медикам. Что касается нашей страны, то Уфа стала вторым городом-миллионником, где между государством и бизнесом заключен контракт на поставку автомобилей для скорой помощи. А вот в Перми такая схема действует уже почти четыре года и давно доказала свою эффективность. Теперь опыт пермских предпринимателей предстоит перенимать нашим землякам.
Евгений Фридман, основатель компании «Феникс-менеджмент», которая почти четыре года назад запустила проект по переводу на аутсорсинг машин станции скорой помощи, лично приехал в Уфу, чтобы убедиться: «пилот» запущен, никаких срывов в работе нет.
«Каждый должен заниматься своим делом: медики – лечить, пожарные – тушить пожары, а мы как транспортники-профессионалы должны обеспечить им бесперебойную работу, – уверен Евгений Фридман. – Врачи не должны думать о том, как отрегулировать температуру в машине, доедет она до пациента или нет, они должны выполнять свою работу. Кстати, за время с начала запуска проекта у нас в Перми скорость доезда машин до места вызова сократилась с 28 до 19,5 минут».
«Сейчас уфимский автопарк скорой помощи сильно изношен и в скором времени потребует большого ремонта или замены автомобилей, – рассказал Ufa1.ru руководитель ООО «Башмедавтотранс» Максим Разяпов. – На сегодняшний день выделить деньги на замену автопарка из бюджета непросто. Поэтому Минздрав РБ принял решение привлечь в отрасль частников. Переход на аутсорсинг позволит не только обновить машины и обеспечить населению достойный уровень услуг, но и существенно снизить расходы бюджета. Только на «пилотном» проекте удалось сэкономить шесть миллионов бюджетных денег. Мы выполняем свои обязательства перед городом: монтаж медицинского оборудования завершен, все шесть машин вышли на линию точно в срок».
Как рассказал Ufa1.ru Максим Разяпов, в настоящий момент в уфимской компании работает около 30 человек, включая водителей. Отдельно заключен договор на предрейсовый осмотр с подстанцией. В ближайшее время на машины будут установлены видеорегистраторы и GPS-навигаторы. Для бесперебойной работы закуплена еще одна, резервная газель.
Заведующая Демской подстанцией станции скорой медицинской помощи Уфы Елена Шпак работает на машинах скорой уже 25 лет, из них 10 – в должности руководителя. Елена Валерьевна надеется, что после перевода автопарка подстанции на аутсорсинг забот технического плана у нее поубавится, и появится возможность больше времени уделять вопросам профессиональным. Теперь руководителю подразделения не нужно будет самой заниматься закупкой бензина, техосмотрами, ежедневной предвыездной проверкой, разбираться с различными инстанциями в случае ДТП.
По мнению Елены Валерьевны, о первых результатах эксперимента можно будет судить уже через месяц. «Мы сравним показатели по оперативности работы службы и сделаем выводы о целесообразности сотрудничества», – говорит она.
Кстати, когда на подстанции узнали о том, что право предоставлять машины скорой помощи выставлено на торги, всех сотрудников волновал один вопрос: а как же люди? Куда идти тем водителям, которые честно работали на стареньких машинах? Проблема решилась просто.
«После перевода наших машин на аутсорсинг мы перешли работать в новую фирму – ООО «Башмедавтотранс», – рассказал водитель машины скорой помощи Демской подстанции Рашид Муллагулов. – Нам сказали, что если вдруг отношения с новым руководством не сложатся, мы без проблем сможем вернуться в штат родной скорой. Говорят, что зарплата будет не меньше, чем прежде. Думаю, что новшество пойдет на пользу, государство не обеспечивает нас новыми автомашинами, сегодня автопарк скорой помощи на 70% изношен. Нам обещали выделить 15 машин на город, но пока мы их не видели. Да и что такое 15 машин для Уфы? В моей новой машине – электронное регулирование температуры салона, на всех местах имеют ремни безопасности, то есть в дороге наши врачи будут защищены. Гидроусилитель есть».
«Коллектив остался тот же, работать будем в прежнем режиме, – подтверждает слова водителя врач подстанции Сергей Гребешков. – Сама машина новая, а это значит, что поломок быть не должно».
«Общаясь с водителями, я всегда обозначаю нашу позицию: у нас есть бизнес-план, нам не нужна текучка кадров, поэтому не собираемся занижать своим людям зарплату, – комментирует ситуацию Евгений Фридман. – Стабильность фирмы – наша первоочередная задача. Модель управления на муниципальном предприятии кардинально отличается от нашей: там нет показателя оперативности, есть показатель: «вышел / не вышел на линию». Поэтому, когда мы начали считать топливо, когда начали контролировать своих водителей, чтобы не было подмены автозапчастей, часть людей не восприняла подобного контроля и хотела оставить все как было. На протяжении первых двух лет некоторые водители, которые работали у нас в Перми, надеялись на возврат старой, муниципальной системы. Мы упорно всем доказывали, что наша система эффективней, и победили. Сейчас в Перми наша фирма обслуживает 33 бригады скорой помощи, а всего на аутсорсинг в городе передано порядка 95 машин».
Отработанная пермская технология теперь будет тиражироваться в Уфе. В случае, если пилотный проект окажется успешным, он будет реализован на других подстанциях города. По подсчетам специалистов, на полное обновление уфимского автопарка скорой помощи сегодня необходимо более 80 миллионов рублей. А ведь если перевести машины на аутсорсинг, высвободившиеся деньги можно будет потратить куда более эффективно, например, на повышение зарплаты врачам, закупку медицинского оборудования, строительство новых больниц.
Запуск «пилота» в Уфе должен положить начало серьезному обновлению станций скорой помощи по всей России. Следующим городом, где в ближайшее время состоится аукцион, должен стать Киров. Всего до конца этого года проектом планируется охватить 10 регионов.
Скорая помощь не случайно названа скорой. Успешность ее работы на 50% зависит от машины и водителя. В случае государственно-частного партнерства выигрывает и государство, и бизнес, но, главное – в выигрыше оказывается простой потребитель услуг. Ведь если предприниматель кровно заинтересован в том, чтобы его машины показывали лучшие результаты, то он сделает все, чтобы качество оказываемых услуг находилось на самом высоком уровне.
Фото: Фото автора, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО