Бизнес Страховщики и банки: выгодный тандем может распасться

Страховщики и банки: выгодный тандем может распасться

Взаимовыгодное сотрудничество банков и страховых компаний в скором времени может закончиться. Прочно закрепившейся практике, когда банки за комиссионное вознаграждение предлагали заемщику «на месте» застраховать жизнь, здоровье и имущество...

Взаимовыгодное сотрудничество банков и страховых компаний в скором времени может закончиться. Прочно закрепившейся практике, когда банки за комиссионное вознаграждение предлагали заемщику «на месте» застраховать жизнь, здоровье и имущество, а страховые компании получали стабильный и прибыльный канал продаж, грозят поправки в закон «Об организации страхового дела». Госдума в первом чтении одобрила изменения, согласно которым банки не смогут выступать в роли страховых агентов и, соответственно, заниматься реализацией страховых продуктов. Не исключено, что законодательные инициативы больно ударят по бизнесу страховых компаний, лишив их значительной части доходов. Недовольные финансисты и страховщики настроены скептически и говорят о недостаточной проработке вносимых изменений.

В конце января Госдума в первом чтении приняла поправки к закону «Об организации страхового дела», способные коренным образом изменить ныне существующий механизм продвижения страховых продуктов на рынке. В частности, страховыми агентами не смогут выступать организации – в том числе банки и автодилеры. Законодательные инициативы призваны навести порядок на страховом рынке, где в последнее время участились случаи мошенничества – кража бланков строгой отчетности, присвоение страховых премий.

«Поправки вызваны вовлечением в страховой рынок значительного количества посредников, что вызывает необходимость определить четкие правила игры, – считает руководитель департамента по работе с финансовыми институтами компании «Росгосстрах» Сергей Васин.Так как страхование – это динамично развивающийся бизнес, принятие любых регламентирующих документов не должно ухудшать для бизнес-партнеров ситуацию, существующую на сегодняшний день. Соответственно, все эти поправки должны быть серьезно проработаны с привлечением всех заинтересованных сторон».

Принятие закона в представленной редакции может не лучшим образом отразиться как на страховых компаниях, так и на организациях, осуществляющих агентские продажи. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», на продажи страховых продуктов, связанных с кредитованием, приходится до 20% совокупных страховых премий российских страховых компаний. В 2010 году объем рынка банкострахования составил 95 млрд рублей, в 2011 году – 110-115 млрд рублей.

«Доля страховых премий, собираемых компанией при посредничестве банков, составляет порядка 15-18%, – говорит Сергей Васин. – По ипотеке, разумеется, больше – около 100%, поскольку это чисто банковский вид страхования. Если учитывать других посредников (Автодилеры, туроператоры и др. – Прим. автора), которых также затрагивает поправка, это уже более 30%».

Таким образом, страховщики могут лишиться стабильного и весьма прибыльного канала продаж. Впрочем, пострадать финансово могут и банки, получающие комиссионное вознаграждение, за счет которого они не раз переживали сложные времена. По словам заместителя руководителя отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» Натальи Комлевой, в 2010-2011 годах произошло падение процентных доходов банков, что стимулировало их на поиск иных источников дохода, в том числе за счет повышения агентских комиссий.

«По данным опросов, средняя величина агентской комиссии, взимаемой банками, после кризиса выросла на 5% и достигла 30%. В некоторых случаях комиссия может достигать 70% и даже 80%. В этих условиях в первую очередь страдают заемщики банков, переплачивая за страховой полис», – говорит Наталья Комлева.

По мнению финансистов, интересы клиентов пострадают еще в большей степени, если им придется самостоятельно приходить в офисы страховых компаний для того, чтобы оформить страховой полис.

«Такая инициатива серьезно усложнит процесс предоставления страховых продуктов клиентам банка, сделает его менее понятным и прозрачным для всех участников рынка, включая регуляторов, – говорит начальник отдела сервисных и страховых продуктов ВТБ24 Дмитрий Ремнев. – А дополнительные расходы, связанные с усложнением процесса, лягут на потребителя».

Действительно, согласно последним изменениям законодательства, банкам придется получать лицензию на работу в качестве страхового брокера либо предоставлять страховым компаниям место для открытия представительства непосредственно в помещении банка. При этом объем взносов может сократиться, так как некоторые банки и дилеры уже не будут заинтересованы в продаже страховых полисов. Однако даже в этом случае проблемы с завышенной комиссией и мошенничеством могут остаться нерешенными.

«Более эффективные меры по предотвращению мошенничества – это создание реестра страховых агентов, введение страхования ответственности страховых агентов и брокеров, ограничение размера комиссий, раскрытие ее величины», – считает Наталья Комлева.

«Кредитование во всем мире и особенно в России, где рынок еще совсем незрелый, служит драйвером для страхового рынка. Маловероятно, что авторы законопроекта преследуют цель остановить развитие страхования и рост страхового рынка в нашей стране, – говорит вице-президент дивизиона «Урал» страховой компании «Ренессанс страхование» Сергей Логвиненко. – Поэтому комментировать данный законопроект пока преждевременно. Я уверен, что будет найдено взвешенное решение, которое определит и упорядочит деятельность страховых агентов и брокеров, и не будет при этом препятствовать сотрудничеству банков и страховых компаний».

Стоит отметить, что кроме закона «Об организации страхового дела», взаимовыгодное сотрудничество страховых компаний и банков контролируется и Федеральной антимонопольной службой России, которая следит за соблюдением закона о конкуренции. Банкам запрещается навязывать страховые полисы той или иной компании, жестко ограничивая список аккредитованных организаций. Сотрудник банка вправе только порекомендовать клиенту услуги той или иной компании.

«Ранее страховые компании должны были уведомлять антимонопольную службу о намерении заключить соглашение с финансовыми организациями, данная процедура носила обязательный характер. При таком уведомительном порядке антимонопольный орган был своего рода консультантом, который выдавал предписание о приведении заключаемого соглашения в соответствие с антиконкурентным законодательством, либо расторгал соглашения, – говорит юрист антимонопольной практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Александра Андреева.Однако сегодня в соответствии с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2012 года, финансовым организациям и органам исполнительной власти придется самостоятельно анализировать положения заключаемого соглашения, устраняя признаки согласованных действий».

Таким образом, страховщики рискуют нарушить необходимые требования закона «О защите конкуренции», который запрещает заключать соглашения, ограничивающие конкуренцию.

«За нарушение обновленного закона о защите конкуренции может грозить административная ответственность. Нарушителя обяжут заплатить так называемый «оборотный» штраф – за участие в сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1% до 15% оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств штраф будет уменьшаться на 1/8 за каждое такое обстоятельство, при наличии отягчающих обстоятельств – будет увеличиваться на столько же. Кроме того, участники картелей, то есть, ценового сговора, могут лишиться свободы на срок до трех лет», – отметил юрист.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем