СЕЙЧАС +16°С

Верните наши деньги!

В 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 257 тысяч. Таковы данные статистики судебного департамента при Верховном суде РФ. Цифра довольно значительная...

Поделиться

В 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 257 тысяч. Таковы данные статистики судебного департамента при Верховном суде РФ. Цифра довольно значительная, даже для российского масштаба. О причинах такой тенденции и способах исправления ситуации рассуждают эксперты 102banka.ru.

По словам президента Ассоциации региональных банков (АРБР) России Анатолия Аксакова, число исков с 2007 по 2011 год выросло в 50 раз (с 4,8 тысячи до 257,6 тысячи). Причем, по оценкам самим кредитных организаций, подавляющая доля в этой группе приходится на иски и взыскании заемщиками ранее уплаченных комиссий.

Глава АРБР также констатировал, что банкиры должны изменить подходы в отношениях с заемщиками и формировать благоприятную атмосферу в потребительском кредитовании. «В негативной атмосфере трудно проводить решения в Госдуме по вопросам банковской системы», – считает Анатолий Аксаков. Он также полагает, что определенности на рынке потребительского кредитования добавят закон о потребительском кредите, подготовленный Минфином РФ, и создание законодательной базы для института финансового омбудсмена.

Директор центра конфликтологии и медиации, юрист Максим Беляев считает, что на увеличении количества исковых заявлений от клиентов кредитно-финансовых учреждений сказались два фактора. Первый – ужесточение банковского законодательного регулирования в отношении кредитных организаций. Второй фактор заключается в повышении правовой грамотности населения. «Люди, которые на первых порах развития рынка набирали кредиты, сегодня стали более разборчивыми и внимательными в отношении кредитных договоров».

«Правовая помощь в вопросах защиты прав потребителей финансовых услуг сегодня стала довольно популярной среди юридических компаний, – констатирует Максим Беляев. – Она вполне востребована, так как на рынке скопился большой финансовый объем ранее неучтенных и скрытых процентов».

По словам директора ООО «Уральский финансовый центр» Рената Хилажева в «золотую» эпоху банковского кредитования банки действовали довольно агрессивно и навязывали кабальные условия для заемщиков. Так, в договорах могла быть прописана ставка 24% с сопутствующими комиссиями от 2% и более. Эффективная процентная ставка в результате таких действий доходила до 100% годовых. «Однако тогда люди не понимали, каким образом они могут оспорить такие условия, – говорит эксперт. – Повышение уровня финансовой грамотности привело к осознанию людьми возможностей возврата таких комиссий. На рынке даже появились специализированные компании, которые занимаются этими вопросами».

«То, что граждане начали оспаривать договора в суде, – это позитивная тенденция, – считает Ренат Хилажев, – потому что банки вынуждены поворачиваться лицом к клиенту, они опасаются, что их ранее выданные кредиты будут оспорены, и составляют прозрачные кредитные договоры».

«Необходимо отметить активную работу Ассоциации региональных банков России и Ассоциации российских банков, которые вели активную пропаганду среди банковского сообщества отказа от различных комиссий (единовременных и ежемесячных) в пользу указания эффективной ставки в договоре, – говорит Ренат Хилажев. – На сегодняшний день многие банки, в том числе и республиканские, от этой порочной практики взыскания комиссии ушли. Но, тем не менее, на рынке до сих пор есть кредитные организации и продукты, где при получении кредита заемщик уплачивает банку единовременную комиссию от 4 до 10%». В то же время, по его словам, банки, отходя от единовременных комиссий, через сопутствующие продукты, такие как страхование, оценка имущества и прочие стараются возместить упущенную выгоду.

Начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум Кредит» Ирэн Шкаровская убеждена, что ключевыми принципами формирования благоприятной атмосферы в банковской сфере должны оставаться прозрачность и ответственность. «Следуя этим принципам, банк предоставляет своим заемщикам максимум информации при выдаче кредита, – говорит она. – Мы еще в 2009 году отказались от всех единовременных и периодически взимаемых комиссий по кредитам, стараемся найти выход из затруднительной ситуации без привлечения надзорных и судебных органов и активно сотрудничаем с институтом финансового омбудсмена».

По мнению экспертов, для улучшения ситуации стоит внести некоторые изменения на законодательном уровне, а также продолжать уже начатую практику взаимодействия финансовых институтов и заемщиков.

«Практику, в которой банки поворачиваются лицом к заемщику, показывают реальные ставки и в большинстве случаев уходят от скрытых комиссий, стоит продолжать», – считает Ренат Хилажев.

По мнению Максима Беляева, на законодательном уровне следует закрепить создание финансового омбудсмена по защите прав вкладчиков. «Также считаю, что стоит и в дальнейшем развивать законодательство по данному вопросу. Это является неотъемлемой частью становления цивилизованного банковского бизнеса в России», – резюмирует эксперт.

Фото: Фото с сайта Оxun.ge

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter