Наступление холодов для большинства, как правило, является «неожиданным». Этот год не стал исключением. В Уфе серьезно похолодало. А к концу недели синоптики обещают понижение температуры до -30 градусов.
При таких природных условиях у населения часто возникают проблемы с получением денег в банкоматах. Напомним, в прошлом году жертвами морозов стали Сбербанк, ВТБ 24. Из-за установившихся морозов тогда у Сбербанка в Москве вышли из строя 34 банкомата (2% по столице), у ВТБ 24 – одиннадцать банкоматов в Москве и Московской области (более 2%) и около семи банкоматов в Санкт-Петербурге (1,5%).
В этом году ВТБ24 начал заранее готовиться к зиме, уже два месяца специалисты ставят «грелки» на банкоматы. «Cеть банкоматов ВТБ24 в Республике Башкортостан насчитывает 136 устройств. На данный момент в банке нет зафиксированных случаев простоев банкоматов, связанных с резким похолоданием. В том числе и потому, что банк, с учетом многолетнего опыта работы с устройствами, своевременно предпринял необходимые меры. В частности, на банкоматы, установленные в зонах с низким температурным режимом, были установлены дополнительные системы обогрева. В точках продаж банка были установлены тепловые завесы», – комментирует управляющий РОО «Уфимский» ВТБ24 Рустам Зубаиров.
При очень низкой температуре перестает работать один из ведущих элементов кассового модуля банкомата – механизм с вакуумной помпой, находящийся в сейфе. «Это устройство с помощью присосок вынимает деньги из кассет и выдает их клиенту. На морозе присоски теряют свою эластичность, из-за чего нарушается работа банкомата, и он не может выдавать деньги, – рассказал специалист отдела технического обеспечения одного из банков Константин Михайловский. – Так же, как сильные морозы, для банкоматов опасна высокая влажность вкупе с пусть небольшим, но резким похолоданием. Тогда накапливается конденсат, который может замерзнуть и парализовать на некоторое время работу клавишей и экрана «денежного автомата». По словам начальника Департамента платежных систем и карточных проектов ООО КБ «Кольцо Урала» Ольги Шарафеевой, это нормально для сложной техники, и не стоит ее торопить многократными нажатиями на все кнопки или постукиванием по дисплею. Необходимо немного подождать, и банкомат завершит операцию.
По словам банкиров, к ним в основном поставляют банкоматы в стандартной комплектации, как правило, предназначенные для работы на американском рынке, где температуры далеки от российских. В принципе, адаптация банкоматов к нашему более суровому климату возможна. По желанию заказчика банкоматы можно дооснастить специальными устройствами обогрева, которые будут поддерживать необходимую температуру внутри банкомата. Кстати, в Финляндии те немногие банкоматы, которые стоят на улицах городов, изначально оборудованы системой обогрева и даже температурными датчиками.
«Банк УРАЛСИБ обслуживает банкоматы двух типов: офисные для установки внутри помещений и стеновые с установкой через стену. По опыту прошлых лет, когда морозы достигали -40 градусов, проблем с замерзанием стеновых банкоматов не было. Монтаж всех банкоматов произведен с соблюдением требований производителя по обеспечению теплового режима в сервисной зоне устройства, в отдельных случаях установлены штатные дополнительные устройства поддержания требуемой для работы температуры», – отметил начальник Управления организации продаж карточных продуктов ОАО «УРАЛСИБ» Азат Садретдинов.
Что же делать, если из-за неисправности банкомат не выдал вам деньги, но со счета сумму исправно списал? Тогда нужно обратиться в ближайшее отделение банка (в котором у вас открыт счет, а не в банк, обслуживающий банкомат, если вы снимали деньги в таком) и написать заявление на возвращение средств. Или позвонить по указанным на карточке телефонам службы поддержки, рекомендует начальник уфимской юридической службы «Ваша защита» Евгений Аминов. «Банк проведет внутреннее расследование, проверит, нет ли сбоев в программном обеспечении банкомата, сколько на счету денежных средств, и нет ли излишка. После проверки деньги вам вернут обязательно. Только вот само расследование может занять от 15 дней до 3 месяцев – все зависит от банка и от ситуации».
В последний раз банкоматы замерзали в 2006 году, когда температура воздуха опускалась ниже 37 градусов. Тогда прекратили работу практически все банкоматы в Екатеринбурге и Свердловской области, а также в Сибири. В Уфе также наблюдались «банкоматные» заморозки.
«Чтобы у населения не возникло проблем с получением наличности, мы рекомендуем на время сильных холодов пользоваться услугами «офисных» банкоматов (установленных внутри офисов кредитных учреждений или в других помещениях). Кроме того, можно воспользоваться услугой безналичного платежа или снять необходимую вам сумму в кассе банка», – резюмирует Ольга Шарафеева.