Бизнес Сберкнижки останутся в прошлом

Сберкнижки останутся в прошлом

Сбербанк намерен полностью отказаться от использования сберкнижек, являющихся одним из символов крупнейшего банка страны. Взамен клиентам Сбербанка будут предложены банковские карты...

Сбербанк намерен полностью отказаться от использования сберкнижек, являющихся одним из символов крупнейшего банка страны. Взамен клиентам Сбербанка будут предложены банковские карты.

До 2010 года Сбербанк, открывая клиенту депозит, в обязательном порядке выдавал не только договор вклада, но и сберкнижку, в которой фиксировались все приходно-расходные операции. Теперь Сбербанк заключает с клиентом универсальный договор банковского обслуживания, в котором определены порядок и условия предоставления основных услуг Сбербанка. В рамках этого договора банк выдает клиенту карту, которая заменит сберкнижку.

«Перевод клиентов в удаленные каналы обслуживания позволит оптимизировать процесс обслуживания физлиц, приведет к сокращению расходов банка», – говорит директор управления вкладов и инвестпродуктов Сбербанка Наталья Коновалова.

В банке ожидают, что количество клиентов, которые захотят получать сберкнижку, начнет сокращаться: когда клиенты начнут проводить операции по вкладам через удаленные каналы обслуживания, информация в сберкнижке станет неактуальной, и потребность в ней отпадет.

Сегодня трудно встретить человека, у которого нет или никогда не было сберегательной книжки. Несмотря на свой преклонный возраст (около 170 лет), сберкнижки не теряют своей популярности и актуальности даже в 21 веке. Сберегательные книжки появились вместе с открытием сберкасс в 1841 году. Они свидетельствовали об открытии в кассе лицевого счета и внесении на него определенной суммы денежных средств. Вклады были срочные, по окончании срока владельцу сберкнижки выплачивалась внесенная им сумма вместе с начисленными процентами. Первоначальной целью таких операций являлась защита малоимущих слоев населения от возможных негативных последствий экономических реформ. Собственно, исходя из своего предназначения кассы и книжки получили название сберегательных.

В настоящее время технология осталась прежней, но выполняемые сберкнижками функции значительно расширились. Помимо сбережения и приумножения средств сберкнижки являются инструментом финансового «общения» между населением, государством и различного рода организациями: заработная плата и пенсии, пособия и субсидии, компенсации и гранты, денежные переводы, оплата коммунальных услуг – все эти операции можно осуществить с помощью лицевого счета в банке, свидетельством открытия которого является сберегательная книжка.

И сегодня участники рынка уверены, что значительная часть клиентов Сбербанка из числа пенсионеров и людей старшего возраста не откажутся от сберкнижек. «Во-первых, не во всех населенных пунктах, где живут клиенты Сбербанка, есть Интернет, но главное – люди старшего поколения удаленному доступу традиционно предпочитают сберкнижки», – говорит один из экспертов.

Однако новая модель обслуживания клиентов Сбербанка предполагает постепенный отказ от использования сберегательных книжек, но этот переход будет мягким, и сберкнижка будет по-прежнему выдаваться клиентам, выразившим желание ее получить.

Отказ от сберкнижки не означает, что клиент лишится возможности контролировать остатки по своим вкладам, даже наоборот, возможность в любой момент получить информацию о сумме денежных средств на вкладе будет обеспечена помимо подразделений банка через банкоматы, платежные терминалы банка, через интернет-банк «Сбербанк ОнЛ@йн».

Данная технология проходит тестирование в нескольких московских филиалах Сбербанка с марта текущего года. «Клиент заключает с банком универсальный договор банковского обслуживания (оферта банка клиенту), подписывая заявление на банковское обслуживание. Договор определяет порядок и условия предоставления основных банковских продуктов и услуг физическим лицам, включая подключение и проведение операций через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания банка, систему интернет-банка «Сбербанк ОнЛ@йн», систему «Мобильный банк»)», – рассказали в Сбербанке.

В рамках договора банк выдает клиенту банковскую карту Сбербанк-Maestro «Momentum» (без взимания платы за обслуживание карты). Если у клиента уже есть другая международная карта банка, то выдача «Momentum» осуществляется по желанию клиента.

Новая модель обслуживания клиентов необходима банку для оптимизации процесса обслуживания частных лиц, включая перевод клиентов в удаленные каналы обслуживания, экономический эффект от ее внедрения значителен, уверяют в Сбербанке.

«Мы ожидаем, что количество таких клиентов (которым будет нужна сберкнижка) будет сокращаться. Очевидно, что объем операций, осуществляемых без сберкнижки через удаленные каналы обслуживания, будет непрерывно возрастать, в этом случае информация в сберкнижке станет неактуальной», – сообщили в Сбербанке.

«Считаю данное решение правильным и своевременным. Сберкнижка – атавизм, символ ушедшей эпохи. Думаю, отрицательно на это решение отреагируют только клиенты преклонного возраста, все же для них книжка – подтверждение надежности и определенная гарантия сохранности средств: в книжке «все записано»... Что касается экономичности, думаю, крупнейший банк страны точно выиграет при переходе на пластик на скорости обслуживания клиентов. Уже одно это было бы большим достижением», – говорит заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Уфимского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Равиль Аглямов.

Экономический эффект от внедрения новой модели обслуживания в банке еще пока не подсчитали, но полагают, что он будет значителен. Если выпуск одной сберкнижки обходится менее чем в 100 рублей, то расходы на пластик при больших объемах эмиссии еще ниже – 10-15 рублей за одну карту.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем