Ювелирные украшения и мобильные телефоны возвращаются «под елку», новогодние развлечения снова актуальны, но тратить на это так же много, как и до кризиса, люди еще не готовы. Банки проводят исследования – что готовы дарить в Новогоднюю ночь друг другу жители крупного города. Так, Ситибанк провел третье ежегодное исследование динамики основных категорий покупок по кредитным картам жителей России и составил прогноз на декабрь 2009 года. Выборка включала мужчин и женщин в возрасте от 22 до 55 лет с ежемесячным доходом не менее 9 000 рублей, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Волгограде и Уфе.
По оценкам Ситибанка, начало восстановления российской экономики в третьем квартале 2009 года положительно отразится на общем объеме новогодних трат россиян в 2009 году. Согласно прогнозу, расходы россиян в декабре 2009 года вырастут на 14% по сравнению со среднемесячным значением за год, в то время как в 2008 году рост составил 8%, а в 2007 и 2006 гг. – 14% и 12%, соответственно. В отдельных категориях товаров ожидается традиционный для декабря рост расходов, связанных с подготовкой к празднованию Нового года. Спрос на кондитерские изделия и ликеро-водочную продукцию в декабре традиционно продемонстрирует максимальный за год рост – 77% и 73%, соответственно. Существенный рост покажут категории, которые подверглись наибольшей коррекции год назад: мобильные телефоны окажутся на пятом месте в рейтинге новогодних покупок в декабре 2009 года по сравнению с 11 местом в 2008 году; ювелирные украшения и часы вернулись с пятнадцатого места в 2008 году на четвертое место в десятке самых популярных категорий (рост – 55%).
Новогодние развлечения возвращаются в жизнь горожан. Траты в данной категории в декабре 2009 года покажут впечатляющий рост в 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «По нашему глубокому убеждению, новогодние покупки являются настоящим индикатором потребительских настроений в обществе. Так, результаты прошлого исследования наглядно продемонстрировали влияние кризиса. В прошлом году мы увидели падение темпов роста как в общих затратах на новогодние покупки и празднование, так и отдельно по целому ряду категорий. В этом году мы прогнозируем существенное улучшение в тех категориях, которые подверглись наибольшей коррекции год назад. Однако влияние кризиса пока еще не полностью преодолено, и есть предпосылки полагать, что некоторые изменения, произошедшие в составе новогодних трат, будут более долгосрочными», – считает руководитель департамента кредитных продуктов ЗАО КБ «Ситибанк» Михаил Бернер.
По данным Ситибанка, такие категории покупок, как игрушки и спортивные товары, в ближайшей перспективе вряд ли займут высокие места в рейтинге новогодних покупок, как это было в 2007 году. Аналитики Ситибанка прогнозируют падение на шестое место расходов и в категории «Парфюмерия и косметика», которая традиционно является популярным подарком на Новый год. В декабре 2008 и 2007 года эта категория занимала стабильное третье место.
Хотя результаты исследования другого банка свидетельствуют несколько об обратном.
Банк «Хоум Кредит» измерил спрос среди жителей мегаполисов на кредитование новогодних подарков. Аналогичное исследование банк проводил в 2007 году. Косметику и парфюмерию будут дарить 46% респондентов (в 2007 г. – 45%). На втором месте по популярности – игрушки 31% (2007 г. – 36%), что объясняет тот факт, что этот праздник любят в первую очередь маленькие жители страны.
Если в докризисный период представители сильной половины были более практичны и предпочитали дарить бытовую технику (31% в 2007 году), то в 2009 году они стали уделять больше внимания красоте и хорошему настроению своих любимых – 38% планируют дарить косметику и парфюмерию, либо игрушки (29%). Что же касается женщин, то они, не забывая о красоте и развлечениях (косметика – 52%, игрушки – 33%), в свойственной им манере уделяют много внимания обуви и аксессуарам (20%).
Рост расходов год к году Ситибанк прогнозирует в категориях «Авиалинии» и «Услуги турагентств» – 43% и 34%, соответственно. По словам аналитиков, расходы на авиалинии являются одной из наиболее динамично растущих категорий трат по кредитным картам за последние три года, которая практически не подверглась негативному влиянию кризисных тенденций. В этом году предновогодние траты на услуги турагентств выходят на докризисный уровень.
Примечательно, на этот Новый год потребители намерены потратить больше средств на подарки для членов семьи. В первую очередь подарки получат ближайшие родственники – 84%; 33% респондентов будут делать подарки друзьям, и 10% – коллегам по работе. В 2007 году у друзей и коллег было больше шансов получить подарки, тогда именно друзьям намеревались дарить подарки 37%, а коллегам – 18%. «Как «домашний» банк, банк с личным отношением, мы рады отметить тот факт, что кризис оказал влияние и на социальное поведение наших клиентов, которые стали уделять больше внимания семье. Кризис продемонстрировал, что на первом месте для россиян остаются «вечные» ценности, и это не может не радовать», – говорит директор по прямым продажам и маркетингу Банка «Хоум Кредит» Денис Власов.
Мужчины в этом году, как и два года назад, согласно исследованию “Хоум Кредит”, оказались значительно щедрее: мужская сумма расходов на подарки по итогам исследования выше женской и составляет 7 500 рублей, у женщин 4 900 рублей (в 2007 г. – 7 050 рублей и 5 000 рублей соответственно). И по данным Ситибанка, в целом новогодние траты мужчин будут на 6 900 рублей больше, чем у женщин, а люди старше 40 потратят на 5 700 рублей больше, чем молодые.
Средняя сумма кредита, необходимого для приобретения новогодних подарков жителя мегаполисов, составляет 15 380 рублей (15 200 рублей в 2007 году). Остается пожелать главного – вовремя рассчитаться за «подарки» с банками в наступающем году.