За январь–октябрь 2009 года объем государственного долга российских регионов вырос почти на треть. Об этом свидетельствует опубликованная на сайте Минфина информация о госдолге российских регионов. Самым закредитованным оказался бюджет Москвы. За 10 месяцев Москва увеличила долговые обязательства на 111 млрд рублей. Именно на ее долю пришлось 59% прироста общего долга субъектов РФ. Речь идет об обязательствах регионов по ценным бумагам, кредитам банков и международных финансовых организаций, предоставленным госгарантиям, бюджетным кредитам и иным непогашенным долговым обязательствам.
Бесспорными лидерами по объему имеющегося долга по состоянию на 1 ноября стали Москва (232,3 млрд рублей) и Московская область (158,1 млрд рублей). На третьем месте Татарстан, долг которого составляет 38,7 млрд рублей. Он же лидер по долгу и в ПФО.
Нижегородская и Саратовская область должны более 14 млрд рублей (14,1 и 14,3 соответственно). Самарская область должна 24,6 млрд рублей. Объем государственного долга Республики Башкортостан составляет на 1 ноября 3174,5 млн рублей.
В следующем году ситуация едва ли изменится. Согласно результатам выборочного исследования компании ФБК, из 13 регионов-доноров федерального бюджета в будущем году лишь Самарская область и Ямало-Ненецкий АО будут иметь бездефицитные региональные бюджеты. Дефицитными будут даже бюджеты «нефтяного» Ханты-Мансийского АО (6,5%) и все той же Москвы (12,6%).
Дефицит региональных бюджетов выйдет за установленные рамки. А это значит, что придется снова занимать.
Доходы республиканского бюджета определены в сумме 63 млрд 745,5 млн рублей. Расходы республиканского бюджета на 2010 год определены в сумме 76 млрд 745,6 млн рублей.
Разница между объемами доходов и расходов составляет 13 миллиардов рублей.
«Это очень значимая величина того дефицита, который мы будем иметь по бюджету 2010 года. Большинство субъектов в основе источников покрытия дефицита своих бюджетов видят осуществление тех или иных заемных программ, привлечение заемных средств (бюджетных кредитов со стороны Министерства финансов РФ и кредитов коммерческих банков), осуществление заимствований на внутреннем рынке капитала или даже выход на внешние рынки. В отличие от них в РБ абсолютная часть объема этого дефицита будет покрыта за счет резервов – денежных остатков бюджета Республики Башкортостан. Это 11,5 млрд рублей из общего объема в 13 млрд рублей.
Только оставшаяся часть будет покрыта за счет реализации соответствующих заемных программ, которые мы осуществляем уже на протяжении достаточно длительного периода времени и по длительности своей кредитной истории уступаем, наверное, только Москве и Санкт-Петербургу», – рассказал на пресс-конференции в «Интерфакс-Поволжье» первый заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министр финансов РБ Айрат Гаскаров.
По словам министра, с 1995 года республика осуществляет те или иные долговые заемные программы, никогда каких-либо срывов по выполнению заемных обязательств не отмечалось, поэтому инвесторы, потенциальные кредиторы, переговоры с которыми уже ведутся, уверены в том, что обязательства Правительства РБ будут выполнены безусловно.
«Уже сейчас можно говорить о том, что мы будем иметь самые лучшие условия по привлечению таких заемных средств, – продолжил Айрат Гаскаров. – Совсем недавно, буквально две недели назад, мы привлекли очередной иностранный кредит (25 миллионов долларов на один год. – Прим. авт.), в данном случае от Standard Bank. Кредитная годовая ставка – 6,08% – одна из самых низких на сегодняшний день. Москва практически не может претендовать на такие условия кредитования, которые мы получили уже в текущем году. Но, соответственно, реализуя свою программу на 2010 год, мы также будем придерживаться такого рода ценовых ориентиров».
Что касается дальнейшей программы осуществления государственных заимствований, в программе на 2010 год поставлена задача привлечь на внутреннем финансовом российском рынке облигационный займ на сумму до 1,5 миллиарда рублей. «Но на сегодняшний день условия привлечения таковы, что мы находимся в раздумье», – отметил Айрат Рафикович.
Если до 1998 года и в период с 2004 по 2007 годы бюджет РБ был искусственно дефицитным, то дефицит 2010-го обусловлен непростой экономической ситуацией. «В период 2004–2007 годов дефицит был искусственным, он был определен необходимостью создания как такового разрыва между объемами доходов и расходов, в которые были заложены и инвестиционные расходы, а их покрытие осуществлялось за счет привлечения на рынках капитала соответствующих заемных средств», – пояснил министр.
В период сложной экономической ситуации (середина 2008 года и 2009 год) дефицит обусловлен тем, что наличие собственных доходных источников, в том числе покрываемых и путем привлечения заемных средств, в любом случае не позволяет осуществить достаточно хороший уровень финансирования, сложившийся на этот период времени социальных и инвестиционных обязательств.
Ведь, по словам министра финансов РБ, достижение таких целей, как формирование соответствующей инфраструктуры, содействие в начальной стадии реализации тех или иных инвестиционных проектов, поддержка проектов бизнес-сообщества, создание и развитие системы государственно-частного партнерства, обеспечить за счет текущих платежей сложно даже в более благополучное время.