30 ноября заканчивается срок, отпущенный предприятиям для перехода на упрощенную систему налогообложения. Уже с 1 октября можно подавать в инспекцию заявление о переходе на этот спецрежим налогообложения. При условии, конечно, если компания соответствует всем установленным требованиям. Бухгалтерам нужно успеть собрать документы и привести в порядок учет, а заодно задаться вопросом: «Стоит ли все менять?».
Самое время поговорить о достоинствах и недостатках такого перехода. На эту тему мы решили поговорить с нашим экспертом – директором ООО «Агентство профессиональных бухгалтеров» Эльвирой Рамазановой.
– Эльвира Ринатовна, расскажите в чем заключаются преимущества упрощенной системы налогообложения?
– Упрощенная система налогообложения (УСН) облегчает обработку хозяйственных операций, ведение налогового учета, а также исключает лишнюю налоговую нагрузку. И рано или поздно о смене режима налогообложения задумывается каждая фирма. Действительно, применение «упрощенки» освобождает организацию от уплаты налогов на прибыль, налога на имущество и единого социального налога. Индивидуальных предпринимателей, работающих по УСН, избавляют от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и ЕСН. Правда, иные сборы уплачивать им все равно необходимо так же, как и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Платежи в ПФР перечисляют и организации. «Упрощенцев» освобождают от НДС, за одним исключением. Налог на добавленную стоимость уплачивать все равно придется при ввозе товаров в Россию. Таким образом, очевидно, что для большинства организаций «упрощенка» является наиболее приемлемой.
– Что нужно сделать предпринимателю или фирме для перехода на «упрощенку»?
– Для того чтобы «узаконить» применение упрощенной системы налогообложения, предприниматель должен своевременно подать заявление в налоговый орган. Те бизнесмены, которые уже ведут деятельность, могут применять спецрежим с начала очередного календарного года. В таком случае заявление должно быть подано в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, когда предприниматель собирается применять УСН. Иными словами, чтобы перейти на «упрощенку» с 2010 года, заявление должно быть представлено в налоговый орган в октябре–ноябре этого года.
Несколько иной порядок перехода УСН для тех, кто только начинает деятельность в качестве предпринимателя. В таком случае заявление о применении УСН должно подаваться в течение пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе. Заявление можно заполнить по форме №26.2-1 или в произвольной форме.
– Каким организациям можно использовать УСН?
– Требования для организаций и индивидуальных предпринимателей практически одинаковы. Они не подпадают под «упрощенку», если ведут деятельность, виды которой перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Например, банковская или страховая, игорный бизнес и другие. Кроме того, фирма не вправе перейти на УСН, если у нее есть филиалы или представительства. Еще одно ограничение – численность работников. Штат сотрудников за налоговый (отчетный) период не должен превышать 100 человек. Не могут использовать «упрощенку» иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения в России.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, а также компании, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством России о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.
– Есть ли ограничения по выручке?
– Безусловно, есть. Перейти на спецрежим компания вправе, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 15 млн рублей. Также когда по итогам отчетного периода доходы фирмы не перешли порог в 20 млн рублей. Эти суммы прописаны в Налоговом кодексе и корректируются ежегодно на коэффициент-дефлятор. Однако на индивидуальных предпринимателей это требование не распространяется. Поэтому в подаваемых заявлениях о переходе на упрощенную систему налогообложения они должны указывать только среднюю численность работников.
– Каков лимит выручки с учетом коэффициента-дефлятора был установлен на этот год?
– Организации и индивидуальные предприниматели в этом году обязаны будут вернуться на общий режим налогообложения, если их доходы превысят 57,9 млн рублей.
Налоговики, ссылаясь на мнение судей Высшего арбитражного суда, в очередной раз подтвердили, что предельный размер доходов для применения «упрощенки» в 2009 году составляет 57,9 млн рублей (письмо ФНС России от 1 сентября 2009 года).
– В чем упрощена эта система налогообложения?
– Фирма может выбрать наиболее приемлемый для нее объект налогообложения – то есть определить: платить налог с полученных доходов по ставке 6 процентов или вести учет расходов, уплачивая в бюджет 15 процентов с полученной разницы.
Права выбора лишены только участники договора простого товарищества и договора доверительного управления имуществом – для таких плательщиков разрешен только второй объект – «доходы минус расходы». Если доля расходов (которые можно учесть при расчете единого налога) в составе доходов – менее 60 процентов, компании лучше выбрать в качестве объекта налогообложения «доходы». А выбор варианта «доходы минус расходы» выгоден тем фирмам, у которых большая часть затрат попадает в закрытый перечень расходов, поименованных в статье 346.16 НК РФ.
– Правда ли, что основная проблема «упрощенных» фирм связана с налогом на добавленную стоимость?
– Действительно, проблема, возникающая перед компаниями, применяющими «упрощенку», – невозможность выставлять счета-фактуры покупателям. В определенных ситуациях налогоплательщику, находящемуся на «упрощенке», выгодно являться при этом плательщиком НДС (чтобы партнеры могли принимать этот НДС к вычету). Однако плательщики УСН освобождены от НДС. Но есть способ обойти и это ограничение. Для этого можно использовать договор простого товарищества.
В то же время поставщики на «упрощенке» вправе не включать в доходы НДС, полученный от покупателей. Конечно, при условии, что сумма налога выделена в счете-фактуре и перечислена в бюджет. Такой вывод сделал президиум ВАС РФ 1 сентября по делу предпринимателя.
– Какие есть способы экономии за счет данного спецрежима?
– Существует налогосберегающая схема с использованием простого товарищества. Можно, к примеру, сэкономить при выплате дивидендов компании на «упрощенке» с объектом «доходы». Дело в том, что с этого года компании на «упрощенке» должны платить налог на прибыль с полученных дивидендов по ставке девять процентов. Но это правило с подачи Минфина можно обойти и облагать часть дивидендов учредителей ООО на «упрощенке» с объектом «доходы» по ставке 6 процентов. Сейчас ООО имеют право распределять доходы непропорционально долям участников. По мнению Минфина России, такие выплаты в сумме превышения над «пропорциональной» частью дивидендами не являются и облагаются налогами по общим правилам. То есть как доходы от «упрощенки».
Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на спецрежим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании.
– Многие фирмы, применяющие «упрощенку» – ООО. 1 июля вступили в силу изменения в закон об ООО, согласным которым все они должны пройти обязательную перерегистрацию. Новые документы должны быть зарегистрированы до 31 декабря. Но большинство ООО пока не перерегистрировали свои уставы. С чем это связано?
– Действительно, это так. Проблема №1: старые-новые формы. До сих пор правительство не легализовало новые формы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Как нам сообщили в ведомствах, предположительно они будут утверждены только в октябре. Между тем ФНС России разместила на своем официальном сайте эти не утвержденные новые формы и порекомендовала компания и инспекциям использовать именно их. И проблема №2 – без перерегистрации устава невозможно внести другие изменения. Многие компании разумно решили одновременно с обязательной перерегистрацией зарегистрировать смену адреса, увеличение уставного капитала, смену собственника и т. д. Однако не все регистрирующие инспекции принимают «комплексные» заявления.
Агентство профессиональных бухгалтеров предлагает помощь в перерегистрации компаний. Мы подготовим необходимые документы, проведем юридическую консультацию и, в итоге, сбережем деловое время.
– Сегодня субъекты малого бизнеса вправе вести упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности. Насколько в действительности такая бухгалтерия «упрощена»?
– О том, как малые предприятия могут упростить себе учет, Минфин России напомнил в специальных рекомендациях, размещенных на официальном сайте ведомства. Так, субъекты малого предпринимательства имеют право не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценение нематериальных активов и финансовых вложений, не создавать резервы предстоящих расходов (ПБУ 6/01, ПБУ 14/07, ПБУ 1/2008, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Также малым предприятиям разрешено составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, самостоятельно разрабатывать формы отчетности. Но такие послабления распространяются не на все малые фирмы. Бухгалтеру малого предприятия придется разбираться в тонкостях применения почти всех российских ПБУ.
В любом случае если вы в чём-то не уверены или у вас возникли вопросы – позвоните, и мы постараемся ответить на них, прийти на помощь.
Адрес компании:
г. Уфа, ул. Заки Валиди, 64/2, офис 401;
тел.: (347) 246-06-60.
ApbUfa.com.