Российскому «банковскому сектору волна банкротств не угрожает», – уверенно заявил в прямом радиоэфире первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев, отметив, что «главный измеритель температуры в банковском секторе – уровень запаса капиталов – сегодня в среднем составляет 16%, что значительно больше нормы в шесть-восемь процентов, установленной Базельским комитетом и ЦБ России». Однако Алексей Улюкаев все же признал тревожный фактор быстрого роста «плохих долгов», пообещав, что государство будет бороться с проблемой, предоставляя банкам субординированные кредиты на срок от 10 до 30 лет. Предоставляться длинные займы, по словам Алексея Улюкаева, будут за счет средств Фонда национального благосостояния, Банка России, сторонних инвесторов и нынешних собственников банков. Агентство по страхованию вкладов также уверено в стабильности банковского сектора страны – по прогнозам главы агентства Александра Турбанова, доля просрочки по банковским кредитам к концу года может составить 10-15%. При этом он отметил, что даже в случае, если уровень просрочки по кредитам достигнет 20%, это не обвалит банковскую систему страны. Однако аналитики уверены, что высокий показатель просрочки в кредитных портфелях банков может привести к консолидации банковского сектора и ликвидации банков из-за недостаточности капитала.
Примечательно, что сегодня проблемы с невозвратом кредитной задолженности возникают, прежде всего, в крупных банках. По словам председателя совета Ассоциации российских банков, первого исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Мурычева, мелкие и средние банки проявляли большую обеспокоенность возможным появлением проблем с погашением займов, поэтому предоставляли денежные средства только под залог или поручительство. Государственные банки, выдавая кредиты крупным промышленным предприятиям «по политическим мотивам», сейчас имеют на балансе плохие кредиты, значительная часть которых будет висеть тяжким грузом даже после кризиса. Иностранные банки, по его словам, составили госбанкам значительную конкуренцию в сегменте кредитования крупного бизнеса и одновременно сохранили хорошее качество кредитных портфелей благодаря консервативному подходу к оценке рисков. Так, председатель правления «ЮниКредит Банка» Михаил Алексеев уверяет, что именно консервативный подход помог банку по итогам 2008 года сохранить показатель просроченной задолженности по текущим займам на низком уровне: по данным на 31 января 2009 года просрочка в общем портфеле банка составила 1,4%, что вдвое ниже среднерыночного показателя. При этом объемы кредитования в банке значительно возросли – кредитный портфель за вычетом резерва в прошлом году составил 399,4 млрд рублей, увеличившись почти на 50% по сравнению с показателем 2007 года. Объем корпоративного кредитного портфеля составил 326,3 млрд рублей, увеличившись на 45,1%, а объем кредитов частных лиц составил 80,3 млрд рублей, увеличившись на 65,9%. По словам Михаила Алексеева, банк сумел провести грамотную политику по корректированию затрат, оптимизации издержек, делая при этом упор на эффективность и поддержание качества текущего кредитного портфеля. Чистая прибыль «ЮниКредит Банка» по МСФО в 2008 году увеличилась на 62% – до 10,9 млрд рублей.
А вот крупнейший банк страны – Сбербанк – в прошлом году заработал вдвое меньше прогнозируемой доходности. Так, чистая прибыль Сбербанка по РСБУ в 2008 году, по предварительным данным, составила 109 млрд рублей. Если бы не негативные события последних месяцев прошлого года, то чистая прибыль Сбербанка могла бы составить около 200 млрд рублей. Прогнозы аналитиков банка на 2009 год неутешительны – не исключено, что по итогам года могут наблюдаться убытки.
Банки только приступили к публикации отчетности за прошлый год, но уже давно скорректировали планы развития и стратегию продвижения финансовых продуктов и услуг, сконцентрировавшись на наиболее выгодных и безрисковых направлениях. Поддержание высокого уровня продуктов и услуг является важнейшей задачей для банков, особенно в условиях кризиса, ведь сегодня доверие клиентов является залогом успешной работы любого банка.