С 1 января 2009 года любой банк, купивший проблемную структуру, сможет улучшить собственную отчетность благодаря новому для российских бухгалтерских стандартов понятию «деловая репутация». Банк России направил на регистрацию в Минюст поправки в положение 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях», которые дополняют счета по учету имущества банков счетом «Деловая репутация». Когда поправки вступят в силу, на этом счете банки смогут учесть в составе нематериальных активов деловую репутацию, возникшую в результате сделок по приобретению других банков или компаний. До сих пор понятие деловой репутации в российских стандартах учета в этом смысле отсутствовало. Хотя тема достаточно актуальна в современных условиях. Так, в начале октября госкомпания РЖД совместно с АЛРОСой приобрела «КИТ-Финанс». Также в октябре Внешэкономбанк объявил о покупке Связь-банка и банка «Глобэкс».
В настоящее время термин «деловая репутация» закреплен законодательно в следующих нормативных правовых актах РФ: Гражданский кодекс РФ, статья 152; Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (НМА) ПБУ 14/2000.
«В ГК РФ термин «деловая репутация» используется, в основном, для обозначения неотчуждаемого нематериального блага – деловой репутации гражданина. Вместе с тем, там нет ни одной статьи, посвященной защите деловой репутации именно юридического лица. ГК РФ ограничивается лишь указанием, что при защите деловой репутации юридического лица применяются те же нормы, что и при защите деловой репутации гражданина», – говорит юрист Сергей Карлыханов.
По словам начальника отдела аудита компании «УралЗащита проф» Айгуль Иксановой, «по ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» деловая репутация – это разница между ценой предприятия (как приобретаемого имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех его активов по бухгалтерскому балансу». Если рассчитывать деловую репутацию по предложенному варианту, то ее стоимость будет значительно искажена, так как балансовая стоимость активов и их рыночная стоимость различаются.
Но существует и третье определение в международном бухгалтерском учете.
По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО №22 «Объединение компаний») гудвиллом называется превышение покупной стоимости активов над их справедливой стоимостью (fair value) в день проведения сделки. Отметим, что разница между справедливой и балансовой стоимостью любого актива в российских условиях может быть огромной. «Деловая репутация фирмы (goodwill) – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Однако для оценки деловой репутации продажа компании не является обязательным условием. Оценка деловой репутации фирмы базируется на двух основных методах. Первый, метод избыточных прибылей, то есть оценка деловой репутации как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар; второй, балансовый метод, согласно которому стоимость деловой репутации равняется разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов, как материальных, так и идентифицируемых нематериальных», – отметила директор учебного центра ДДМ по подготовке специалистов по МСФО Людмила Калимуллина.
И по МСФО гудвилл признается активом только в случае проведения некоей сделки поглощения (acquisition). В МСФО №38 «Нематериальные активы» четко написано, что внутренне созданная репутация (internally gene-rated goodwill) не может быть признана активом.
Согласно новому указанию ЦБ, под деловой репутацией понимается разница между ценой, уплаченной банком-покупателем, и стоимостью чистых активов приобретенного банка или предприятия. Если покупка совершается с премией, то есть объект покупается дороже, чем оцениваются его чистые активы, разница будет отражена как положительная деловая репутация и учтена в составе нематериальных активов. Если сделка совершается с дисконтом, то возникающая отрицательная деловая репутация расценивается как скидка с цены продавца из-за наличия у него недостатков, и в результате относится на доходы банка-покупателя.
Сейчас под деловой репутацией банка понимается часть стоимости действующей кредитной организации, определяемая добрым именем, деловыми связями, репутацией, известностью фирменного наименования, знака обслуживания. В отличие от отечественной практики, goodwill в качестве отдельного нематериального актива может быть продан частично, передан по наследству или отчужден на основании каких-либо иных обстоятельств. У нас деловая репутация кредитной организации является, пожалуй, самым «неосязаемым» из нематериальных активов. Но глобально внесенные ЦБ поправки приблизят российские стандарты учета к международным, полагают эксперты.
Фото: Фото с сайта Novaya.com.ua