Председатель банковского подкомитета Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев высказался по поводу электронных платежей. В стране, считает Павел Медведев, действует параллельная кредитно-денежная система, которая неподконтрольна ни налоговикам, ни Центробанку, ни кому-либо еще. Об этом он рассказал в интервью «Российской газете».
По мнению чиновника, это по сути новый вид финансовых пирамид – в отличие от реальных кредитных организаций виртуальные банки не регулируются государственными органами. «Более того, сегодня в Интернете уже появились такие конструкции, которые предлагают любому пользователю самому создать расчетную систему, – отмечает Павел Медведев. – Людям предлагают, на первый взгляд, вполне легальные услуги, например денежные переводы. Но проблема в том, что легальны-то они только в реальной банковской системе! Все это, естественно, создает просто фантастические риски для вкладчиков виртуальных псевдобанков».
По словам Павла Медведева, во избежания данного явления, вовсе не требуется принятия новых законов – все необходимые статьи уже есть в существующем законе о банковской деятельности. Нужно только провести некоторую «ревизию» с учетом новых технологий.
В истории подобной ревизии мировых платежных систем – борьба с системой e-gold США, которую обвинили в пособничестве по отмыванию денег, впоследствии чуть не уничтожив ее.
В России же речь идет, как предположил «Коммерсантъ», о популярных платежных системах вроде WebMoney и «Яндекс-деньги», услугами которых пользуются тысячи клиентов.
WebMoney Transfer – крупнейшая и самая распространенная в отечественном сегменте интернета электронная платежная система, построенная на основе электронных кошельков, начала свою деятельность в ноябре 1998 года.
За эти годы название системы прочно вошло в обиход, в России оно стало практически нарицательным. Даже специалисты часто любые электронные деньги называют «вебманями». Владельцем и администратором является компания Cermex group LLC. «Яндекс.Деньги» – совместный проект «Яндекса» и компании PayCash. В общем и целом проект очень похож на систему WebMoney.
Представители самой платежной системы WebMoney нередко говорят: «WebMoney никогда не называла себя платежной системой, а свои единицы – электронной валютой. Да, мы говорим так в повседневной жизни, но это не более чем упрощение. WebMoney – это система учета имущественных прав, а титульные знаки – способ такого учета».
(Для проведения расчетов в системе используются учетные единицы, называемые титульными знаками, которые являются для пользователя аналогом денег. Система мультивалютная и поддерживает несколько видов титульных знаков (WMR, WME, WMZ, WMU, WMY), которые выступает эквивалентами разных валют: WMR – эквивалент российских рублей на R-кошельках, WME – эквивалент евро на Е-кошельках, WMZ – эквивалент долларов США на Z-кошельках). Является ли подобная система финансовой пирамидой?
Как отличить финансовую пирамиду от полноценной финансовой структуры, говорит председатель подкомитета по содействию и развитию микрофинансирования и кредитной кооперации при комитете ТПП РБ по предпринимательству Елена Ахметшина: «Основной признак финансовой пирамиды – это невозможность отследить денежные потоки. У финансовой пирамиды отсутствуют реальные активы. Засекречена отчетность. Основной отличительной чертой финансовых пирамид является то, что организация выдает внесенные суммы с процентами за счет вновь привлеченных средств, поступающих в виде довкладов». Последний пункт, как отметила Елена Ахметшина, касается прежде всего работы недобросовестных потребительских кооперативов.
Как известно, компания WebMoney не выдает кредиты, не играет на рынке ценных бумаг, а выполняет только расчетные и технологические функции. При этом она не распоряжается деньгами клиентов, т. к. все средства зарезервированы для обеспечения мгновенной ликвидности обращающихся в системе титульных знаков.
Компания могла бы пойти по пути инвестирования средств, размещенных клиентами в какие-либо финансовые инструменты, увеличив тем самым как собственные доходы, так и риск своей деятельности, однако в WebMoney не считают целесообразным идти на подобные риски и ограничиваются доходами от расчетов и оказания дополнительных сервисов.
Как отметил директор представительства инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михаил Титов: «Признаков финансовых пирамид в таких системах расчетов я не усматриваю. Скорее всего, идет лоббирование банками своих услуг. Подобные альтернативные системы зарабатывают немало денег (оборот исчисляется в миллиардах долларов), поэтому это немаловажный вид доходов. Отмечу, платеж по системе проходит за минут 15-30, нередко банковского перевода приходится ждать в течение суток».
Таким образом, аргументов считать альтернативные системы расчетов финансовыми пирамидами недостаточно, возможно, подобные высказывания касаются больше мелких игроков, нежели названных выше.
Однако российское банковское сообщество давно требует сделать все переводы денежных сумм исключительной прерогативой банков. На данном этапе низкий ценз входа на рынок альтернативных расчетных систем и отсутствие всякого контроля за операциями – вот основные потребительские свойства «электронных денег» по мнению госчиновников.
Фото: Фото сайта Еhobbi.info