Прозрачной назвал новую автоматизированную систему урегулирования убытков (АСУУ), запущенную в Башкортостане, генеральный директор страховой компании «Росгосстрах-Аккорд» Юрий Шпизель. Он охарактеризовал ее как новейший IT-проект, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе. Программное обеспечение Guidewire ClaimCenter разработано по заказу компании «Росгосстрах» американскими специалистами. Эксперты признали ее лучшей в мире информационной системой для автоматизации страховых выплат.
Все представительства компании связываются единой сетью, и с момента ввода в систему отсканированных первичных документов, предоставленных клиентом, процесс работы становится полностью электронным. Страховой случай может произойти в одном регионе, а оценивать его будут эксперты, находящиеся в другой точке страны. Система получила внутри компании сокращенное название «ГУРУ» – из уважения к ее огромным возможностям.
Новая АСУУ уже внедрена «Росгосстрахом» – сначала в Ярославской и Ивановской областях весной 2007 года, а затем в Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской, Тюменской, Свердловской областях и в Краснодарском крае. С 10 декабря 2007 года она запущена в Башкортостане. Переход на новые методы работы прошел в «Росгосстрах-Аккорд» за один день. Пока достоинства системы могут оценить в республике только клиенты по ОСАГО.
В итоге весь комплекс внедренных систем по регионам должен замкнуться в единую сеть, которая, как огромная база данных, будет хранить информацию обо всех клиентах, о ДТП, об экспертах и специалистах, принимавших участие в рассмотрении дел, о возмещенных убытках, включая фотографии повреждений и массу других сведений. Она позволит полностью исключить бумажный документооборот в компании и автоматизировать даже перечисление денег на счет клиента. По словам специалистов компании, планируется полностью перейти на безналичный расчет, а клиентам, не имеющим карточки или счета в банке, будет бесплатно предоставляться специальная карта, на которую компания переведет ему компенсацию причиненного ущерба.
Как сообщил Юрий Шпизель, в некоторых странах принят срок урегулирования убытков 60 дней, в некоторых – 40. В среднем, в общемировой практике, это значение составляет от 20 до 40 дней. В России законодательно установлен срок урегулирования – 14 дней. «Росгосстрах» ставит амбициозную задачу – стать лидером не только в нашей стране, но и в мировом масштабе. Новая система, по мнению компании, поможет ей свести срок решения этой задачи до 5-7 дней.
Необходимость внедрения также была вызвана огромным объемом работы. Ведь только в Уфе по «автогражданке» еженедельно в компанию поступает до 700 заявлений на выплату, а всего заключено более 1 миллиона договоров страхования. Кстати, сотрудники компании отметили такой факт: поскольку по оценкам независимых экспертов компания занимает 60% рынка автострахования в республике, то от 50 до 60 процентов случаев обращения клиентов в компанию приобретают статус «Росгосстрах против Росгосстраха», поскольку оба участника ДТП часто оказываются застрахованы в этой компании.
Юрий Шпизель к особенно важным свойствам внедренной системы отнес именно «прозрачность процесса» рассмотрения каждого дела
Руководство компании на любом этапе рассмотрения заявления может просмотреть всю информацию о ведении дела в Белебее, Нефтекамске, Белорецке, Октябрьском и во всех городах республики, где есть центры урегулирования и филиалы компании. И если имеет место затягивание сроков «выплатного» дела, можно тут же узнать имена ответственных за это сотрудников и наказать. По его словам, система также полностью готова и к многократному возрастанию числа заявлений, и к вступающим в силу летом 2008 года поправкам к закону об ОСАГО.
В ходе ответов на вопросы генеральный директор «РГС-Аккорд» сообщил, что по «автогражданке» действительно имеет место убыточность на уровне до 70%, и высказал мнение, что изменения в законы о страховании правительство должно подкреплять изменениями тарифов, иначе это может привести к общему коллапсу системы страхования в стране.
Относительно высказываемых требований производить возмещение ущерба без учета износа деталей автомобиля по ОСАГО он высказал свое частное мнение, что это несправедливое требование и может стать средством наживы.
Например, если оценить реальную стоимость новых запасных частей для компенсации ущерба при аварии автомобиля УАЗ, купленного за 10 тысяч рублей, то стоимость, скажем, одной двери автомобиля может превысить стоимость покупки всей этой старой машины. Если владелец такого авто получит по страховке 100 тысяч рублей (как за новые запчасти), то, по мнению Юрия Шпизеля, даже не будет чинить машину, а купит себе новую. Кроме того, внедрение такого способа компенсации потребует одновременного повышения тарифов на страхование в 2,5-3 раза.
В ходе пресс-конференции обсуждалось еще много деталей внедренной системы «ГУРУ», касающиеся систем защиты информации от внешнего проникновения хакеров, возможности утечки информации, возможного искажения информации нечестными сотрудниками компании. На все вопросы сотрудники компании дали исчерпывающие ответы.
Беда состоит в том, что, по мнению специалистов «Росгосстраха», не более 5 процентов страховых компаний, входящих в «Российский Страховой Альянс» (а это 165 крупных страховых компаний) технически готовы сегодня к введению прямой системы урегулирования убытков, вступающей в силу 1 июля 2008 года в рамках поправок к закону об ОСАГО.