Три четверти российских заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% — к таким выводам пришли эксперты Федерации автовладельцев России, проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?
Мельче заправка — чаще недолив
Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, замеряя количество налитого топлива проточным датчиком. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное — недолив составил 1,63%. На заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% — почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше — в пределах 8%.
Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рубля!
Сталкивались ли вы с недоливом на АЗС?
Недоливать будут чаще
АЗС промышляли недоливом всегда, но в последний месяц он стал практически единственным способом удержаться на плаву для многих. Заморозка розничных цен на топливо на фоне резкого роста оптовых лишила небольшие АЗС прибыли. Поэтому рецептов два — «бодяжить» и недоливать, и последний способ по многим параметрам безопаснее.
В начале этого года ФСБ раскрыла масштабную схему недолива на десятках российских АЗС. С помощью вредоносного кода в программном обеспечении сотрудники могли незаметно сливать в отдельный резервуар 3–7% оплаченного топлива.
Технологии недолива разнообразны: скажем, пробники объемом в 5 и 10 литров, которые предусмотрены стандартами, колонка может наполнять с необходимой погрешностью (до 0,5%), но увеличивать степень недолива при заправке больших объемов. Встречается индивидуальный подход:
— Иногда оператор выбирает машину, для которой может задать недолив, — объясняет глава Росстандрата Алексей Абрамов. — Например, в первую могут недолить бензин, а вторую и третью заправить как полагается.
Как обнаружить недолив
Первые подозрения у автомобилистов обычно появляются на интуитивном уровне. При этом показания индикатора на панели приборов нельзя абсолютизировать: он не относится к точным приборам, и его градуировка не всегда линейна.
Хотя есть и маленькие хитрости:
— На моем Renault Logan установлен бортовой компьютер, позволяющий увидеть расход топлива, пройденный за день путь и тому подобное, — рассказывает автоэксперт Юрий Панченко. — Кнопкой на торце правого подрулевого переключателя можно пролистывать разные параметры. Но если войти в режим диагностики, который активируется, если перед поворотом ключа зажигания нажать кнопку обнуления одометра, то можно увидеть номер прошивки, ошибки датчиков и количество топлива в баке с точностью до литра.
Автомобилисты часто негодуют, если в топливный бак вошло больше паспортного объема. Но, помимо недолива, виной может быть неверная оценка остаточного топлива и объем горловины бака. Скажем, Lada Largus озадачивал владельцев, вмещая в бак более заявленных 50 литров топлива: помимо всевозможных погрешностей, сказывалась горловина объемом около 5 литров.
В целом лучше воспользоваться отдельной емкостью, например канистрой. При этом не ориентируйтесь на заявленный производителем объем. Тарировать емкость можно с помощью мерника известного литража. Такой способ не гарантирует высокой точности, но позволяет поймать явный недолив.
Желательно снимать весь процесс на видео в присутствии несколько свидетелей.
И, кстати, не используйте емкости из пластика (включая ПЭТ-тару): АЗС вполне может отказать вам в наливе, поскольку тара из диэлектрика грозит вспыхнуть от статических искр.
Куда жаловаться
Первый путь — обратиться в надзорные органы.
— Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, — рассказывает автоюрист Лев Воропаев. — Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя — один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.
Санкции по ч. 1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется... за сутки.
С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.
Росстандарт в отличие от Роспотребнадзора на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив. За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят как о нерешенной проблеме:
— Возможность недолива связана в первую очередь с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, — объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:
— Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.
Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики — это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.
Не держите в себе
Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например избежать необоснованных обвинений. В идеале на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: комментировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.
Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?
— Может, но выиграет ли — большой вопрос, — делится опытом Лев Воропаев. — Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.
Юрий Панченко считает, что бороться с недоливщиками нужно и с помощью «бойкота»:
— Допустим, мне не долили 2 литра — грубо 80–90 рублей. Теоретически я могу отсудить эту разницу, но вряд ли буду. Скорее, я перестану ездить на эту заправку и найду ту, что работает без обмана.
Артём Краснов