Авто ГИБДД: от повозок к вертолетам

ГИБДД: от повозок к вертолетам

В начале июля Госавтоинспекция, по традиции, отметила свой очередной профессиональный праздник. В этом году ведомству исполняется 75 лет. И хотя датой основания дорожной полиции принято считать тот самый день, когда...

В начале июля Госавтоинспекция, по традиции, отметила свой очередной профессиональный праздник. В этом году ведомству исполняется 75 лет. И хотя датой основания дорожной полиции принято считать тот самый день, когда СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции, первые регулировщики в России появились задолго до этого.

В 1718 году Петр I издал указ об учреждении в Петербурге должности генерал-полицмейстера. Назначенному на нее поручалось в том числе и «следить за чистотой улиц и незатруднительным проездом по ним». Тогдашним «водителям» тоже нередко приходилось иметь дело с полицмейстером: основными нарушениями считались битье прохожих кнутом и быстрая езда. Насколько быстро должна была нестись упряжка, чтобы это было расценено как превышение скорости, история умалчивает.

Прошло почти двести лет, прежде чем дорожная полиция получила если не особый, то как минимум, обособленный статус. В 1931 году в составе милиции Советского Союза появились подразделения регулирования уличного движения (РУД), обязанностью которых стал контроль за безопасностью, охрана общественного порядка, учет дорожных происшествий и, конечно же, пропаганда мер предосторожности. Еще одна обязанность, которая легла на плечи регулировщиков, – это охрана на улицах престарелых, инвалидов, слепых и детей. Инспекторы должны были оказывать им содействие при посадке в трамвай и переходе через улицу. По сегодняшним меркам, в 1931 году работы у регулировщиков практически не было: автопарк всего Союза тогда состоял всего лишь из 33 600 автомобилей и 8540 мотоциклов.

Несмотря на то, что Госавтоинспекция фактически появилась именно в начале 30-х годов, ее сотрудники ведут отсчет от другой даты. На основании Постановления СНК СССР Госавтоинспекция вошла в состав ГУРКМ НКВД, то есть стала милицейской службой. Тогда же в ее функции вошли «борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта, количественный и качественный учет автотранспорта». 3 июля 1936 года постановление было утверждено. Этот день и стал началом современной Госавтоинспекции.

Уже к 1941 году автопарк страны вырос в разы – до 806,9 тысячb транспортных средств, что не могло не сказаться на требованиях к работе сотрудников ведомства. Еще труднее стало в послевоенные годы – пока вся страна восстанавливала экономику, ГАИ получила еще несколько функций. Вплоть до контроля за наличием и исправностью фильтров тонкой очистки масла двигателей, аккумуляторных батарей, спидометров, устройств по защите радиоприема от индустриальных помех, а также проверки правильности использования автомобильных шин и заполнения путевых листов.

Интересный факт: обязанность выезжать на дорожные аварии и оформлять протоколы по ДТП гаишники получили лишь в 1953 году. А еще через несколько лет государство всерьез озаботилось вопросами технического оснащения ведомства: для нужд патрульных стали в массовом порядке поступать машины и мотоциклы, в числе которых были «Москвичи-401» и первые «Волги», тогда еще называвшиеся просто «М-20».

60-е стали временем больших перемен. Управление Госавтоинспекции МВД СССР получило не только новое название, но и новый регламент работы: министерство утвердило очередное положение о ГАИ, а также «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР» – этот документ стал единым для всего Союза. У новых ПДД была и еще одна особенность – впервые в полной мере были учтены требования международных документов о дорожном движении. Также было принято «Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР», впервые охватившее все стороны деятельности ГАИ.

Изменения, конечно же, почувствовали на себе и водители: инспекторы стали выдавать бланки водительских удостоверений, технических паспортов и номерные знаки по единым образцам. На всей территории СССР отныне действуют единые правила регистрации и учета транспорта, правила проведения техосмотра и методы учета ДТП. Кроме того, именно в 60-х появился ГОСТ на дорожные знаки.

Шли годы. В следующем десятилетии были введены в действие более жесткие правила проведения ТО автомобилей, мотоциклов и прицепов. Изменились правила регистрации машин и программа обучения водителей в автошколах. В это же время ГАИ столкнулась с новой проблемой – резко возросшей смертностью на дорогах. Личный состав стали направлять на повышение квалификации, были организованы несколько специальных школ для инспекторов, где последние проходили не только профессиональную, но и боевую подготовку. Немногим позже в составе ДПС появились вертолетные взводы.

В 80-х инспекторам нашлась и другая работа. Сотрудники ведомства оказались полезными на ликвидации последствий аварии в Чернобыле, они же обеспечивали передвижение транспорта при ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 году. В то же время стало ясно, что ГАИ пора развиваться дальше. Начинается создание информационно-поисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев дорожно-транспортных происшествий и нарушений ПДД. В составе ВНИИ МВД СССР образована научно-исследовательская лаборатория, позднее она была преобразована в Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения.

Предпоследний год существования Союза стал для Госавтоинспекции особенно тяжелым. В стране кризис, финансирование ведомства резко сократилось, что не могло не отразиться на статистике. Сейчас в ГИБДД говорят о том времени откровенно: на дорогах началась настоящая война, резко выросло не только количество жертв аварий, но и погибших при исполнении инспекторов.

Ведомство окончательно преодолело кризис лишь к 1997 году. С этого времени ГАИ делает упор на профессионализм кадров и совершенствование технической базы: руководители управлений получают ученые степени, строятся новые здания и посты, появляется современная техника. Но главным успехом стало снижение смертности в ДТП, в частности, число погибших детей сократилось наполовину.

В 1998 году ГАИ получила свое современное имя – Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Статус структуры повышен до уровня министерств и ведомств, что усилило ее влияние. Главная задача ГИБДД теперь – защита законных прав и интересов участников дорожного движения.

Через пять лет Госавтоинспекция начинает долгосрочную кампанию по пропаганде безопасности движения и выходит на международную арену. В апреле 2004-го глава ведомства Виктор Кирьянов принимает участие в специальном пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН, где говорит об основных приоритетах и задачах международного сообщества и заявляет об усилиях, предпринимаемых Россией.

Сегодня ГИБДД – огромная система, ведущая контроль практически за всеми областями транспортной жизни. Но путь к совершенству, можно сказать, еще только начинается.

Фото: Фото с сайта Kerch.fm
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем