Город Кто виноват в смерти призывников из Башкирии

Кто виноват в смерти призывников из Башкирии

Азамат Елкибаев

Общественники потребовали тщательного объективного расследования смертей военнослужащих из Башкирии. За полтора месяца 2015 года в армии погибли трое молодых людей, призванных из республики. Во всех случаях официальная причина смерти – самоубийство. Но родственники не верят, что их братья и сыновья расстались с жизнью по собственному желанию.

За полтора месяца – три груза 200

За полтора месяца в Башкирию из войсковых частей трижды отправляли груз 200. 6 января родственникам 19-летнего Азамата Елкибаева из Баймакского района сообщили, что он покончил с собой – повесился в старой санчасти на ремне. Он служил в Приморском крае. До увольнения оставалось четыре месяца.

26 января в Алейске нашли повешенным контрактника Илью Кудрявцева из Салаватского района. Солдата нашли в кубрике в петле из шнурка от ботинка. Тело подпирало дверь с внутренней стороны, поэтому следствие не сомневалось, что это суицид. В декабре Илья Кудрявцев должен был вернуться домой со срочной службы, но подписал контракт и остался в части. В его деревне Мурсалимкино сложно найти работу. Родные Ильи Кудрявцева уверены, что нашли на теле молодого человека следы избиения. Но судмедэксперт ничего криминального не обнаружил.

1 февраля в Калининграде умер срочник Айдар Давлетбаков из Зианчуринского района. В морской пехоте Балтийского флота он отслужил всего два месяца.

Родные не верят в суицид

Илья Кудрявцев

Семьи военнослужащих не верят, что молодые люди ушли из жизни добровольно. Илья Кудрявцев и Азамат Елкибаев были опорой для своих семей. Илья Кудрявцев был единственным мужчиной в семье: бабушка, мать и две сестры не верят, что он мог оставить их. У отца Азамата Елкибаева инвалидность. Молодой человек также был единственной опорой для мамы и сестер. По словам родных, у Азамата были планы на будущее, и он всегда презирал самоубийц.

Родным срочника передали предсмертное письмо. Но они уверены: эти слова писал другой человек. «Почерк чуть-чуть похож, но не его. Он был чистым башкиром, если бы это писал он, то половина была бы на русском, чтобы командиру ясно было. А нам бы на башкирском хоть что-то написал. Там не письмо, а бред какой-то. Он раньше маме писал письма с армии. Так трогательно писал, что мы плакали. Всем сестрам и племянницам отдельно что-то писал, приветы передавал. Неужели перед смертью он не вспомнил ни одного из семьи?» – рассказала сестра Азамата Юля Искужина. В деле слишком много странностей, считает она. Ночью накануне трагедии брат был на посту – если бы хотел расстаться с жизнью, сделал бы это тогда, пока был при оружии, рассказала Юля Искужина. Но Азамат позавтракал, потом попросил у кого-то ремень, хотя у него было два своих...

Эти два молодых человека не покончили бы с собой просто так, уверены родственники.

На теле Азамата Елкибаева родственники нашли много гематом. «Порезы есть на груди, над верхней губой шрамы, под глазом тоже, фаланги пальцев руки отбиты, как будто били молотком, на ногах тоже много ссадин, порезов разного характера и давности», – рассказала сестра молодого человека. По ее словам, помощи от государства – ни материальной, ни моральной – ее семья так и не получила. «В части, где служил братишка, служит командир по работе с личным составом Гущин. Нам сказали, что из-за этого случая его уволили. А он, как прежде, там», – сообщила девушка, добавив, что в поисках истины родственники сами звонят следователю, который не берет трубку, а иногда, не дослушав, бросает ее. Родители пьют лекарства...

Статью нужно переквалифицировать

Председатель Республиканского комитета по социальной защите военнослужащих и членов их семей Владимир Симарчук сообщил, что занимается всеми этими случаями. «По Кудрявцеву мы поставили вопрос о переквалификации статьи на 110-ю (доведение до самоубийства)», – рассказал он. Правозащитники также потребовали от следствия выяснить причины смерти Азамата Елкибаева. «Там вообще непонятная ситуация. Он отслужил семь месяцев, должен был уже пройти адаптацию. Почему спустя столько времени он покончил с собой, это вопрос к командованию», – сказал Владимир Симарчук.

Айдар Давлетбаков

Кроме того, правозащитник предположил, что в смерти Айдара Давлетбакова могут быть виновны военкомат Башкирии и сотрудники медкомиссии. «У него был перелом ключицы, он принес справку, подтверждающую диагноз. Однако ему написали «здоров» и отправили служить в морскую пехоту, в которой жесткие требования. Каково было подтягиваться со сломанной ключицей? Он жаловался командиру, но тот ответил, что, если еще раз подойдет, его отправят в психушку. Он звонил и рассказывал об этом сестре. Родственники знали о проблемах, но никуда не жаловались, опасаясь, что от этого ему будет только хуже. На 10 февраля срочнику все-таки назначили медобследование, но он не дожил, покончил с собой 1-го. Возможно, просто не выдержал», – рассказал Владимир Симарчук. На 50% смерть срочника – на совести командования, которое не обратило внимания на жалобы. Еще на 50% виноват военкомат и медики, уверен правозащитник. Сейчас он ждет результатов повторной судмедэкспертизы. Если выяснится, что боль из-за полученной ранее травмы стала причиной суицида, комитет готов «поставить вопрос о привлечении к ответственности врачей, которые написали "здоров"».

Исполком Всемирного Курултая башкир вчера отправил обращения министру обороны России Сергею Шойгу, зампредседателя Следственного комитета РФ – руководителю главного военного следственного управления Александру Сорочкину и заместитель генпрокурора РФ – главному военному прокурору Сергею Фридинскому. «В 2014 году во время военной службы погибло пять призывников из Башкирии. В 2013 – семь, в 2012 – трое. В этом году, за полтора месяца, – уже трое. Это, конечно, вызвало резонанс в обществе. Мы обратились с просьбой об объективном расследовании фактов самоубийств. Такие факты дискредитируют армию», – сообщил первый заместитель председателя исполкома Всемирного курултая башкир Халяф Ишмуратов. Он добавил, что в исполкоме не исключают, что самоубийства могли быть инсценированы, чтобы скрыть преступление.

Владимир Симарчук сообщил, что реакция на обращения, безусловно, будет. Однако полностью исключить подобные трагедии в армии в будущем вряд ли возможно. До тех пор, пока военкоматы выполняют планы по призыву, пока медкомиссии игнорируют подтвержденные гражданскими врачами диагнозы. Так, только за последние несколько дней правозащитники зарегистрировали три случая, когда на службу призвали молодых людей с диагнозами. В одном случае в часть отправили призывника с бронхиальной астмой, во втором – с язвой желудка. В третьем – молодого человека слишком поверхностно обследовали. В результате уже во время службы ему поставили диагноз «психическое расстройство».

Фото: Фото из открытых источников
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем