В субботу, 11 октября, отмечался День Республики. Однако в этом году мероприятия, посвященные празднику, были, мягко говоря, скромными. По признанию мэра столицы Павла Качкаева, деньги было решено сэкономить на торжественное празднование 435-летнего юбилея Уфы. Или, может быть, все-таки 1935-летнего юбилея?
Ответим казанцам своим юбилеем
Как известно, в течение по крайней мере 50 лет в Уфе какие-нибудь энтузиасты то и дело делали уникальные находки артефактов древней культуры. И только в 2005 году впервые официально заговорили о существовании древнего городища, погребенного под современной Уфой и, более того, даже включили в список мероприятий, посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России.
Злые языки, правда, поговаривали, что это был уфимский ответ Казанскому 1000-летнему юбилею, однако суть не в этом. Уже в 2006 году в центре Уфы, на пересечении улиц Пушкина и Воровского, начались археологические раскопки, согласно которым ученые сделали предположение, что возраст башкирской столицы достигает полторы тысячи лет.
Инициатором этого обращения к древности стал вице-президент Академии наук РБ профессор Нияз Мажитов. «Расхожее мнение о том, что Уфа едва перевалила за 430-летний рубеж основывается на элементарной безграмотности и незнании истории. А я как историк хорошо осведомлен о времени возникновения нашего города», – убежденно заявляет Нияз Абдулхакович.
В августе 2007 года в столицу съехались члены экспертного совета – доктора исторических наук, академик из Татарстана Фаяз Хузин и российские академики Игорь Кызласов и Шахмардан Амиров, которые по приглашению Академии наук Башкортостана провели осмотр места раскопок городища Уфа-II и пришли к выводу, что оно является уникальным археологическим памятником.
Резолюция сих ученых мужей гласила: «Культурный слой городища достигает мощности четырех метров, что выделяет памятник среди прочих подобных объектов Восточной Европы. Хорошая сохранность культурного слоя позволяет проследить все этапы долговременной истории этого города... Уфа-II относится к IV-XVI векам н.э. и является крупным, веками существовавшим, административным, торговым, ремесленным центром, одним из узловых пунктов истории Урало-Поволжского региона».
Находки уфимских археологов показали, что в древнем городище была ювелирная мастерская, деревянная мостовая, городская оборонительная стена и еще много сооружений. Конечно, все эти монетки, украшения, деревяшки представляют несомненную историческую ценность и еще больше политическую...
«Это уникальный памятник архитектуры, равному которых нет нигде. По сути он воплощает в себе всю тысячелетнюю историю края», – убежден директор научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ Фларит Сунгатов.
Впрочем, не все солидарны с этой точкой зрения. Например, небезызвестный автор брошюры «Критика одного "юбилея"» Николай Швецов не согласен не только с тем, что древнее городище имеет место быть, но он в принципе против того, чтобы признавать факт добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Мол, тогда не только Башкортостана, но и самой России не было. А доказательства идеи о 1500-летии исследователь назвал «смешными».
Тысячелетие все дальше...
Однако досада от широкого празднования дня рождения соседей стала постепенно проходить, а впереди вырисовывались все более заманчивые перспективы. Возможно, именно поэтому интерес к старому городищу со стороны республики все угасал, зато рос интерес застройщиков, которые быстро прикинули, что строительство в центре города – дело выгодное. В борьбе между бизнесом, реальной выгодой и историей, которая еще требует доказательств и дополнительных вложений, победили реалии.
В данный момент раскопками руководит историк, доцент Башкирского государственного университета Альфия Ниязовна Султанова. Она уверена, что больше таких памятников (во всяком случае на территории Урала) нет.
«Речь не идет о современном городе Уфа. Однако не признавать тот факт, что на месте, где русские воздвигли уфимскую крепость, существовало древнее городище, нельзя. Меня удивляет и сердит наше правительство. Министерство культуры и национальной политики РБ обещало перечислить деньги, но мы их так и не получили и теперь находимся в подвешенном состоянии, потому что энтузиастов, копающих землю исключительно из любви к истории, немного.
Раньше хоть студентов исторических факультетов выделяли – теперь и этого нет. Несмотря на то, что по закону на таких объектах, имеющих историческую и культурную значимость, запрещено производить какую-либо хозяйственную деятельность, со всех сторон городище уже окружено бульдозерами, которые только и ждут окончания раскопок. Половину городища уже разрушили. Но ведь если у человека нет прошлого, о каком будущем можно говорить?» – негодует Альфия Ниязовна.
Постановлением правительства РБ на изучение этого исторического памятника отведен срок до 2008 года. Потом этот квартал будет снесен и застроен многоэтажными жилыми домами. Но изучить за два года такой масштабный памятник просто нельзя.
Вообще уфимская крепость – весьма благодатный материал для различных политических спекуляций. Надо, чтобы Уфа стала старше Казани, – пожалуйста, вот вам городище, понадобились живые деньги, – и снова, пожалуйста, – стали возникать обоснованные сомнения в достоверности этого «уникального исторического памятника». Интересно, что же все-таки ждет это городище? Какие должны произойти события, чтобы изучение Уфы-II не прекратилось, едва начавшись?
Впрочем, напомним, что до декабря будет проводиться конкурс на лучшую эмблему уфимской крепости. И цифра обозначена четко – 435 лет, а значит, история окончательно проиграла бой капиталу.
Фото: Фото из личного архива профессора Нияза МАЖИТОВА