Происшествия интервью В Башкирии валят лес на Инзерских Зубчатках, власти говорят, что всё законно. Разбираемся с общественником

В Башкирии валят лес на Инзерских Зубчатках, власти говорят, что всё законно. Разбираемся с общественником

Рина Гринберг рассказала, чем может обернуться массовая вырубка для туризма

Лес складировали у туристической тропы

На пути к Инзерским Зубчаткам массово вырубают лес. Об этом стало известно 25 января. В прямом эфире UFA1.RU вместе с экспертом в области туризма из Башкирии Риной Гринберг мы обсудили правовой аспект этой проблемы и выяснили, что это значит для туризма и экологии в целом.

Что у вас на глазах происходило и что там творится?

— Хребет Инзерские Зубчатки — одна из самых популярных туристических локаций. Ее ежедневно посещают десятки тысяч человек. Популярность этой локации растет. Ее особенность в том, что там много иногородних туристов, она очень популярна среди жителей Оренбургской, Пермской, Челябинской областей, даже из Москвы туда приезжают. Вторая особенность, что Инзерские Зубчатки не являются особо охраняемой природной территорией. Эта земля ничья, никто не может управлять этой территорией, никто не обязан вывозить мусор и так далее. Территория рядом с Инзерскими Зубчатками называется лесной фонд. Это лес, который можно рубить, и ничего за это не будет.

В Белорецком районе очень большие лесные запасы. Деревья там в очень больших масштабах вырубаются и вывозятся. Но сейчас лес рубят вдоль туристической тропы. И когда местные осуществляют заброску туристов на зубчатки, они останавливаются на очень живописной поляне. Это сосновый бор. Рядом родник. В общем это такие классные, добрые, душевные места. И эти места попали под вырубку.

— Очевидно, что масштабы будут только расти. Власти рассказали, что инициатор — Уфимский фанерный комбинат и для его нужд все это делается. Как вы к этому относитесь?

— Мы все прекрасно понимаем, что нельзя рубить лес. Это ресурсы, это возобновляемые ресурсы. Надо понимать, что лес у нас будут продолжать рубить. Нужно сделать ответственно с точки зрения природных ресурсов и социальных аспектов. Второе: нужно учитывать не только чью-то потребность, но и комплексную историю конкретно этой территории. Там огромная территория, почему бы не рубить лес вне туристической тропы, чтобы сохранить этот родник?

У лесорубов существует обязательство, что вместо того, что они просто рубят лес, после себя они должны еще и посадить новые деревья. Также они должны вывезти с делянок после себя все порубочные остатки, которые являются средой для размножения короедов, с которыми очень большие проблемы в Белорецком районе. Однако прямо рядом с новыми участками есть старые рубки, которые даже сейчас под снегом видно, что они не вычищены до конца. Это видно даже на «Google Картах». Понятно, что они по закону могут рубить лес, но его по тому же закону нужно восстановить.

Давайте разберем детально этот официальный комментарий: «Конец рубки запланирован на конец марта, и после рубки лес обязательно восстановят и очистят». Но есть ли возможность получить какие-то гарантии и проконтролировать, что всё выполнят?

Гарантий получить невозможно. Проконтролировать можно. Надеюсь, что этот интерес и некоторый шум, который произошел, заставит лесорубов выполнить свое обязательство. Однако этот же лесоруб не выполнил свои обязательства по предыдущим делянкам. Лес этот вырубили, через 50-40 лет там снова нужно будет рубить лес. А туристы приходят каждый день, каждый год. Турист приходит и привозит туда деньги. С точки зрения элементарной логики, может быть, научиться один раз зарабатывать на этом туристе, чем рубить этот лес.

Вековые сосны выглядят так

То есть экономическая модель все-таки прихрамывает?

Если мы поднимемся выше интересов Минлесхоза, если мы поднимемся все-таки к интересам республики, если мы будем думать не только о завтрашнем дне, но и расширим собственный горизонт планирования, то сможем увидеть те аспекты, которые улучшат жизнь всех нас.

А сейчас можно попасть на Инзерские Зубчатки?

Благодаря лесорубам до Инзерских Зубчаток можно проехать даже на паркетнике, на неподготовленной машине. Потому что они счистили дорогу. Сами Зубчатки не затронуты рубкой, речь идет только о подъездных путях.

Процитирую вас же: «Несколько лет назад заброску запрещали, потому что дороги разбивали. А сейчас поправили ситуацию»…

Ну да... Сейчас мороз, лесовоз, загрузив свои 30-40 кубов леса, может пройти. В марте месяце не факт, что ему будет комфортно. Не вывезти лес он не может, потому что он обязан его вывезти. Эта дорога уже давно является камнем преткновения. Она находится в лесном фонде. Дорога никому не принадлежит, никто ее не обслуживает, никто не восстанавливает. Ее качество зависит только от того, сколько машин там проедет, как сильно ее разобьют. Весной эта дорога будет еще в более плохом состоянии, чем в прошлом году. Зимой пока хорошо, да.

Также в ответе ведомство упомянуло о том, что недавно на территории был пожар…

— Мое личное оценочное мнение, что, если читать этот ответ между строк, у нас узаконено, идите на фиг. Туризм ваш нам не нужен. Мы вам сделали дорогу, по которой вы ездите, а вы все неблагодарные. Я понимаю. Они же не могут сказать по-другому. Это госструктура. Обратите внимание, там же не указано, где было произведено лесовосстановление, указано только на какой территории оно было произведено. На восстановление есть деньги из национального проекта, хочется отметить.

— В завершение, что бы вы могли посоветовать людям, которые возмущены подобными ситуациями?

— Во-первых, общество сегодня очень сильно политизировано. И общество любую информацию воспринимает активно, агрессивно и в штыки. С одной стороны, это хорошо, активная гражданская позиция — это здорово. Но к глубокому сожалению, это манипулирование, когда человек не понимает что происходит, не знает законы, не знает свои права. Такими людьми достаточно легко манипулировать. С другой стороны, эту энергию лучше направить в мирное русло. Потому что на самом деле взаимодействие с органами исполнительной власти, с чиновниками — это не история поста в соцсетях, это не история хештегов, это не прийти к Хабирову и сказать: приди и разберись. Это история того, что каждый должен знать, что и где происходит. И почему происходит. Для этого, если мы касаемся туризма или природы, нужно знать от назначения земель до статуса особо охраняемых природных территорий. Для того чтобы понимать, что здесь можно, что нельзя. Когда мы это будем знать, мы сможем, если нас что-то не устраивает, писать официальные письма и обращения, где мы должны четко сформулировать свою мысль, а не сказать: «Эй, ты, мне плохо» или «Эй, мне не нравится». Да, мне не нравится, что лес валят, но я отчетливо понимаю, что я не могу это остановить. Но все вместе мы можем сказать: давайте в комплексе развивать территории. Над Минлесхозом есть вице-премьер, а над ним есть глава региона. Может быть, он и скажет: «Ребята, давайте вместе работать».

Знаете подробности этой истории? Расскажите нам.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем