Город Марат Магадеев, начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор: «Все возмущаются плохой экологией, но мы же сами ее такой делаем!»

Марат Магадеев, начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор: «Все возмущаются плохой экологией, но мы же сами ее такой делаем!»

" src=

Работа любых экстренных служб – пожарных, спасателей, – бесспорно, важна в нашей жизни в любое время года. О нелегких трудовых буднях рассказывает начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан генерал-майор Марат Шарифович Магадеев.

– Марат Шарифович, как бы вы оценили степень готовности службы к паводку в этом году?

– Следует отметить, что как такового паводка мы не увидели. Этот год был несколько своеобразный в силу погодных условий. Такая весна была в 1937 году. Земля и грунт глубоко промерзли, а морозы были бесснежные. Резкий подъем температуры, начиная с 28 марта, и активное таяние снегов предопределило не прогнозируемый специалистами кратковременный подъем уровня воды в малых реках. Это единственное своеобразие было. А в целом все, что ожидали на реках Белая, Дема, Уфимка, то и произошло. Тем не менее, мы были готовы и своевременно реагировали. Какого-либо серьезного ущерба и пострадавших в период паводка нет.

– Говорят, что в этом году в России будет дефицит воды...

– На самом деле на прошедшем недавно селекторном совещании глава Росводоресурсов Рустем Хамитов отметил, что в ряде регионов страны в этом году будет дефицит воды. Это грозит европейской части страны. Причиной тому – маловодье. И это действительно так. Вода в реках держится значительно ниже прогнозировавшихся максимальных уровней. В таких условиях огромную роль играют водохранилища, способные обеспечить запас воды на лето. Если посмотреть на наши водохранилища, то все они сейчас активно набирают воды, чтобы обеспечить необходимый уровень и выполнять свои функции.

" src=

– А готова ли служба к летнему сезону?

– Мы то готовы, надо, чтобы и народ был готов. Вообще, к лету мы подходим, достаточно серьезно. В этот период самая большая головная боль – гибель людей на воде. Печальная статистика такова – за купальный сезон тонут обычно до 300 человек. Причем в основном люди гибнут не на местах организованного отдыха, а где попало. И 90 с лишним процентов – в нетрезвом состоянии.

Особенно обидно, когда жертвами становятся дети. Это говорит о полной беспечности взрослых. В прошлом году таких случаев было немало.

А пару недель назад в Чишминском районе погибли брат с сестрой 7 и 11 лет. Всего с начала года по данным на 28 апреля водных объектах погибли 12 человек. Основными причинами гибели стало нарушение правил безопасного поведения на тонком льду, при зимней рыбалке, рыбалки с плавательных средств, отдыха у воды в нетрезвом состоянии.

Уже сейчас мы готовим и направляем письма на имя глав администраций, создаются паспорта безопасности мест отдыха на воде. Администрации сейчас должны готовить пляжи, обеспечивать их санитарные состояния, вводить на летний период работы спасателей. Также проводятся различные мероприятия по пропаганде здорового отдыха.

Но кроме профилактики мы занимаемся и водолазными работами и поисками погибших. Мы всегда говорим – нельзя доводить состояние дел до потребности в спасателях. Люди сами должны думать головой.

– Но ведь не одно МЧС должно решать эту проблему...

Марат Шарифович Магадеев – начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор. Родился 20 июля 1962 года в селе Саитбаба Гафурийского района БАССР. В 1979-1980 гг. работал слесарем КИПиА ПО «Салаватнефтехиммаш». С 1980 по 1985 гг. был студентом Новомосковского филиала Московского химико-технологического института. Кандидат технических наук. После окончания института работал начальником смены, а затем – старшим технологом ПО «Каустик». С 1987 по 1990 годы в ГК ВЛКСМ г. Стерлитамака, 1990-1995 гг. – председатель комиссии Верховного Совета БАССР. В 1995 году был назначен на пост первого заместителя министра охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РБ, в 1996 году на пост первого заместителя министра по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности РБ, а в 1998 году – первого заместителя министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ. С 27 декабря 1999 года – министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ. С 1 января 2005 г. и по настоящее время – начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан. Неоднократно участвовал в гуманитарных и спасательных операциях. Президент Филиала Союза боевых искусств по Республике Башкортостан. Неоднократный чемпион республики, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. Семейное положение: женат, воспитывает двух сыновей. Увлечения: вольная борьба, футбол, волейбол, бильярд.

– Конечно, нет. Надо понимать, что наша задача – своевременно реагировать. В законе ведь все написано – организовать и оборудовать места для массового отдыха населения. Администрация определяет места для отдыха, а городские службы спасения выставляют посты, обеспечивают элементарные условия – сбор мусора, «грибочки» и т.д.

Организуется выездная торговля. Кстати, в местах массового отдыха вообще запрещена продажа спиртных напитков. А уже потом все это оценивает комиссия, которая говорит – годиться или нет.

Часто приходится сталкиваться с тем, что стоянки нет для автомобилей, мусор не собирают. Вдоль берега даже страшно ходить, не то чтобы отдыхать. И битое стекло, и пресловутые полиэтиленовые бутылки, и пакеты, и все что угодно. Что и говорить, культура жизнедеятельности наших граждан оставляет желать лучшего.

Ну, приехал отдыхать, порезвились, погуляли, соберите за собой весь мусор в пакет, сложи в машину, отвези в специальное место для сбора мусора. Я, например, из сада каждый раз везу с собой два мешка. Вышел, поставил и поехал. И самому на душе спокойнее. Едешь вдоль дорог – это же ужас какой-то!

И при всем этом мы возмущаемся, что плохая экология. А кто ее такой делает? Мы же и делаем! Не ставь машину на газон, не мой ее у водоема. А потом говорим – ах, как плохо, как сильно загрязняют выбросами эти заводы. Не зря говорят: в чужом глазу соринку видим, а у себя бревна не замечаем. Вроде банальные вещи, но тем не менее...

" src=

– Главным управлением проделана большая работа по обеспечению пожарной безопасности. Что, на ваш взгляд, было наиболее важным в этом направлении?

– Прошлый год был очень сложный. Особенно апрель. Снег растаял стремительно, температура была высокой. Зелень не успела прорасти, а сухая трава и листья, оставшиеся с прошлого года, были как порох.

По этой причине было очень много пожаров. В апреле было зарегистрировано 593 случая возгорания, бывало, что в сутки делали до ста выездов.

Решением премьер-министра правительства республики был даже введен особый противопожарный режим, который предусматривал определенные ограничения на выход в лес, разведение огня. Одним словом, предъявлялись повышенные требования к вопросам пожарной безопасности.

Благодаря этому ситуацию удалось переломить, и у нас не было допущено крупных пожаров с уничтожением населенных пунктов или жилых домов в отличие от некоторых регионов. Кстати, в этом году в Приволжском округе уже были зафиксированы подобные случаи.

В 2008 году в Республике Башкортостан произошло 4979 пожаров с материальным ущербом на сумму свыше 236 млн рублей. В огне погиб 371 человек (в том числе 29 детей), получили ожоги различной степени 354 человека.

С начала года по данным на 28 апреля в Республике Башкортостан произошел 1271 пожар с материальным ущербом на сумму свыше 70 млн. рублей. В огне погибли 118 человек (в том числе семь детей), получили ожоги различной степени 106 человек.

В пожарах спасены 551 человек. Основные причины пожаров неосторожное обращение с огнем, нарушение правил монтажа и эксплуатации электрооборудования, дымоходов и отопительных печей, детская шалость с огнем, неисправность систем, механизмов и узлов транспортных средств.

– На что будете делать акцент в этом году?

– В этом году такая работа будет продолжена. Премьер-министром республики уже подписано распоряжение о весенне-летнем пожароопасном периоде, которое направлено во все администрации. Там определены мероприятия по профилактике пожаров, и, конечно же, проверка готовности сил и средств.

– Расскажите об изменениях, которые произошли в структуре пожарной службы с начала этого года.

– С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона «О пожарной безопасности». Он позволит осуществлять охрану организаций от пожаров договорными подразделениями федеральной противопожарной службы. Их планируется создавать на базе существующих объектовых подразделений государственных противопожарных служб МЧС России.

Кстати, у нас в республике на сегодняшний день действуют более 500 добровольных пожарных команд сельских поселений. В 2004 году при инициативе президента это движение в республике возродилось. С их помощью мы должны не допустить осложнений в части пожарной безопасности.

" src=

– МЧС совместно с другими ведомствами проводят постоянные проверки школ на их соответствие пожарной безопасности. Но часто ли рекомендации выполняются?

– Вообще, это ежегодное мероприятие. Заканчивается учебный год, начинается период подготовки к новому. И в конце августа мы в составе комиссии проверяем исполнение требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Следует отметить, что немало сделано в этом направлении. Мероприятия, которые не требует больших и серьезных финансовых вложений, практически все выполнены. Особенно достаточно серьезно мы проверяли социальные объекты после пожара в Коми. Эта работа продолжается и сейчас. Зарешеченных окон, путей эвакуации, отделанных горючими материалами, отсутствие запасных выходов – таких нарушений уже практически нет.

И сейчас в связи с переходом на подушевое финансирование системы образования и требования экономии средств в кризисный период многие районы республики пересматривают структуру образовательных учреждений. Или отказываются от малокомплектных школ, или решают вопросы транспортного обеспечения. Как правило, такие школы построены из дерева и имеют самую высокую степень опасности.

Надо сказать, что у нас серьезных пожаров в учебных заведениях не было, и мы делаем для этого все возможное. Например, обучаем персонал. Каждый учебный год начинается как раз со дня безопасности – тренировки по эвакуации детей, действия при пожаре и других чрезвычайных ситуациях. Ведь от знания персонала очень многое зависит. Может возникнуть паника, что неминуемо приведёт к большой беде.

– При приеме на работу соискатели, наверное, проходят жесткий отбор?

– Разумеется. Во-первых, для нас специалистов готовят высшие военные учебные заведения – Академия гражданской защиты в Москве, Академия государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге, Уральская академия государственной противопожарной службы в Екатеринбурге различные институты страны. Туда, конечно, идет очень серьезный отбор по состоянию здоровья, по знаниям. Кстати, сейчас как раз начался набор абитуриентов. Первоначально они проходят военно-врачебную комиссию, потом сдают экзамены. И те, кто успешно проходит, учатся и приходят на службу.

Также готовят для нас и гражданские вузы. Я, например, являюсь деканом факультета «защита в чрезвычайных ситуациях УГАТУ». Там мы готовим специалистов по четырем специальностям. Есть кафедры и в УГНТУ, в колледже радиоэлектроники. С 1 сентября 2008 года открыта специальность «Пожарная безопасность» в Нефтекамском машиностроительном колледже.

А при поступлении к нам на работу на аттестованные должности опять же необходимо пройти военно-врачебную комиссию, которая определит годность к прохождению службы. Необходимые требования есть и у спасателей.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать спасатель?

– Самое главное, на мой взгляд, – человечность, гуманность. Бывают разные ситуации. И кто-то может сказать – ну что там эта кошка, подумаешь, пропала. Ведь для кого-то кошки или собаки, которых спасают, единственные существа, с которыми пожилые люди делят свою жизнь. Недавно я видел одну старушку, которая приручила котенка, а он взял и убежал. Она ходила, искала его по всему кварталу. Любому человеку, наверное, приходилось видеть, как пенсионеры разговаривают со своими питомцами.

Поэтому мерить все масштабами сражений или каких-то крупных спецопераций нельзя. А когда приходится сталкиваться с какими-то серьезными катастрофами, авариями, тут конечно необходимы профессионализм, уровень образованности, знаний в различных областях. Ведь иногда приходится чисто интуитивно действовать. К тому же необходимо помнить, что на счету не только жизнь тех, кого спасают, но и безопасность личного состава.

Многие думают, что потушить пожар – это не так сложно. Залил водой и готово. А ведь руководитель тушения пожаров проходит подготовку и сдает специальный экзамен. Это целая дисциплина. Я, к примеру, не имею допуска, потому что я не пожарный, не проходил обучение и не сдавал экзамены.

– Может ли финансовый кризис сказаться на работе экстренных служб?

– Были сложные времена в конце 90-х, когда были многомесячные задержки зарплаты, в том числе и экстренным службам. Сейчас, я думаю, другие время и степень понимания необходимости и важности специальных служб. Государство экономить на этом не может. Ведь его первостепенная задача – защищать своих граждан, а как можно это сделать, если все силы и службы не обеспечены должным образом. Поэтому, я думаю, что здесь ответ будет однозначным – кризис никак не скажется.

– Существуют ли различия между российскими и зарубежными службами спасения? Какой-то опыт перенимаете?

– Без ложной скромности стоит сказать, что за те неполные 20 лет, что существует экстренная служба МЧС России, она уже признана лидером среди служб спасения в мире. Многие страны берут на вооружение наши технологии, тактику и построение. Это уже говорит о степени доверия к нашей службе.

Сейчас в России разворачивается аналог европейской экстренной службы спасения – 112. Здесь уже мы перенимаем опыт других стран. В нашей стране первый шаг уже сделан – создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. Сейчас ведется работа по распространению его до уровней субъектов страны.

Есть еще пример – применение авиационных технологий. В США гражданину отдается права выбора. Например, в скорой медицинской помощи имеется шесть вертолетов – пять коммерческих и один бюджетный. Во время поступившего звонка оператор говорит, что есть два вида вертолета. Коммерческий прибудет раньше, но стоить, соответственно, больше, а бюджетный дешевле, но и прибудет позже. Показывали нам и как консультируют позвонивших дистанционно. Поэтому есть чему учиться у нас и нам у них.

Фото: Фото предоставлены пресс-службой ГУ МЧС России по РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем