Город Сергей Михалёв, заслуженный тренер России: «Задача дойти до финала!»

Сергей Михалёв, заслуженный тренер России: «Задача дойти до финала!»

Начавшийся две недели назад новый хоккейный сезон в Уфе ждали с нетерпением и оптимизмом. Нынешнему «Салавату Юлаеву» по силам решать любые, самые серьезные задачи. Руководство клуба провело мощную селекционную работу. И, пожалуй, впервые за всю историю к

" src=

Начавшийся две недели назад новый хоккейный сезон в Уфе ждали с нетерпением и оптимизмом. Нынешнему «Салавату Юлаеву» по силам решать любые, самые серьезные задачи. Руководство клуба провело мощную селекционную работу. И, пожалуй, впервые за всю историю клуба можно сказать: слабых мест в команде практически нет. Работать с таким коллективом – мечта многих специалистов. Так считает и нынешний наставник юлаевцев – заслуженный тренер России Сергей Михалёв. Он из тех, про кого говорят: в представлении не нуждается. Ну если только соблюдая простую формальность…

Михалёв Сергей Михайлович
Заслуженный тренер России. Родился 5 октября 1947 года.
В 1979-1987 годах – тренер «Салавата Юлаева» (Уфа).
В 1987-1990 годах и с ноября 2005 года – главный тренер «Салавата Юлаева».
В 1989 году – тренер студенческой сборной СССР, чемпиона Всемирной Зимней Универсиады.
В 1990-1999 годах – тренер «Лады» (Тольятти).
В 1999-2004 годах – главный тренер «Северстали» (Череповец). Бронзовый призер чемпионата России 2001 года, серебряный призер 2003 года.
В 2000 году – тренер юниорской сборной России до 18 лет, серебряного призера чемпионатат мира.
В 2002 – помощник главного тренера национальной сборной. В качестве второго тренера «Лады» – чемпион МХЛ 1994 и 1996 годов, серебряный призер 1993, 1995 и 1997 годов, обладатель Кубка Европы 1997 года.

Он родился в небольшом поселке, расположенном неподалёку от Челябинска. Еще в раннем детстве познал всю тяжесть крестьянского труда, работу приходилось совмещать с учёбой в школе. Хотя времени хватало и на занятия спортом. В частности… шахматами. В седьмом классе Михалев дошел до финала Челябинской области среди школьников, где судьба свела его с будущим чемпионом мира Анатолием Карповым… Поняв, что не его это дело, Михалев переключился на футбол, а затем и на хоккей. И именно в хоккее окончательно нашел свою судьбу.

Свою тренерскую деятельность Михалыч (как называют его болельщики) начал в Уфе в 1979 году. Сначала в качестве ассистента, а в 1987 году ему доверили и пост №1 на тренерском мостике. Так получилось, что через три года уфимская эпопея Михалёва закончилась. Точнее, прервалась на целых 15 лет. В этом промежутке уместилась работа в Тольятти и Череповце, в сборных командах страны. Работа успешная. Как со свойственным ему чувством юмора вспоминал несколько лет назад сам Сергей Михайлович: «Я только благодарен тем людям, которые меня уволили в Уфе, иначе в моей жизни не было бы Тольятти».

Восемь лет назад Михалёв решил начать самостоятельную деятельность, покинув пост помощника Цыгурова в «Ладе» и приняв «Северсталь». Уже на второй год работы со «сталеварами» он привел Череповец к первым медалям в истории города, завоевав весной 2001 года «бронзу». А через два года – и «серебро».

В прошлом сезоне «Салавату Юлаеву» под руководством Михалёва не хватило чуть-чуть до медалей. Впрочем, завершившийся весной чемпионат был лучшим за последнее десятилетие в истории клуба. А перед началом этого чемпионата команде был дан наказ: без медалей не возвращаться. Насколько выполнима эта цель? Так началась беседа с Сергеем Михалёвым.

Как оцените старт команды в новом сезоне?

Ну что сказать… Сыграли четыре матча, в которых одержали три победы и потерпели одно поражение. Это неплохой результат. Получается, что набрали 75% очков. И если следовать этому графику набора очков, то в этом случае мы можем гарантировать себе по итогам предварительного этапа первое место. (Смеется.) Это было бы великолепно. Но впереди еще 53 тура, и всё еще, конечно, изменится. В том числе и соотношение набранных и потерянных очков.

Играли с хорошо подготовленными командами. Если взять первый матч с ЦСКА, то мы прекрасно знали силу этого коллектива, весной они нас не пустили в полуфинал. Матч с «Торпедо» получился сложным, хоть и готовились мы к трудной игре. Но и соперник ведь тоже не сидит сложа руки. Вообще, старт нижегородцев лично у меня вызывает уважение – команда только вернулась в суперлигу и уже три победы одержала, хорошая, мотивированная команда. Так что эти две домашние победы получились непростыми, трудовыми.

" src=

В первом выездном матче столкнулись с сопротивлением «Химика», который до этого неудачно сыграл в Магнитогорске и Челябинске. Это команда с неплохим подбором игроков, перед которой руководство Московской области ставит высокие задачи. Третье подряд поражение в их планы не входило. Исходя из этого, они и построили свою игру, придерживаясь определенной философии. Конечно, мы предполагали, какую тактику выберет «Химик», готовились. Но при хорошем настрое соперника и удачной игре их вратаря не всегда удается то, что планируешь. И, к сожалению, не смогли преодолеть их оборону, забить одну или две шайбы. Хотя и имели преимущество по броскам и голевым моментам. Судьба распорядилась так, что «Химик», полностью отдав нам инициативу, забил в большинстве «5 на 3», и этот гол оказался единственным. Вот это на данный момент мое самое большое разочарование… Потом был матч в Питере против СКА, в котором мы также диктовали сопернику свои условия, в отличие от игры в Мытищах, забили в их ворота. Забили много. Но, и пропустили, конечно, тоже немало.

– Болельщики уже начали в шутку сравнивать «Салават Юлаев» с футбольной сборной Бразилии: та позволяет сопернику забивать столько, сколько он сможет. Но и сама, в свою очередь, забивает столько, сколько хочет…

– Да нет, если бы мы сыграли десятка полтора игр, я бы, может, с таким эпитетом и согласился. А по одной-двум играм, наверное, не стоит давать таких оценок.

– Тем не менее, у команды просматривается новая по сравнению с прошлыми годами атакующая модель игры. Можно ли сказать, что это визитная карточка «Салавата Юлаева» образца 2007 года?

– Мы будем придерживаться такого стиля игры, остроатакующего, но и об обороне забывать не стоит, конечно. Считаю, что десять пропущенных шайб в четырех матчах – это многовато. Из них три гола совсем необязательные. Это те шайбы, которые мы, по сути, сами себе привезли. Делаем такие ошибки, которые зрелый мастер не вправе допускать – это где-то на уровне пятого года обучения в школе. В плане выполнения игровой дисциплины пока еще есть у нас шероховатости. Будем работать.

– Все сходятся во мнении, что сейчас у «Салавата Юлаева» самый сильный состав за всю историю клуба…

– Согласен.

– Но самый ли сильный из тех, с которыми приходилось работать лично вам?

– Я работал в «Северстали», которая выигрывала «серебро», помогал Цыгурову в «Ладе», которая становилась чемпионом страны, самым сильным клубом Европы. Вот если «Салават Юлаев» опять что-нибудь выиграет (в истории клуба уже есть три «бронзы» авт.), тогда и будем сравнивать. (Смеется.) Пока мы к этим высотам только стремимся.

– Сергей Михайлович, вы 30 лет на тренерском мостике, и за все это время работали всего лишь в трех командах, не считая сборных: «Салавате Юлаеве», «Ладе» и «Северстали». В среднем – десятилетие на один клуб. Показатель, на мой взгляд, заслуживающий особого внимания, если учитывать то, с какой частотой сейчас летят тренерские головы…

– Интересный вопрос вы затронули… Нельзя сказать, что я или кто-то другой любим засиживаться на одном месте. Принцип «любишь – не любишь» здесь не подходит. Не мы выбираем команды, а нас, тренеров, выбирают. Нам остается только соглашаться или не соглашаться с тем или иным предложением. Тренер не может выбирать – в какой клуб ему идти. Он не может заглянуть на много лет вперед – сколько он там проработает. Все зависит от результата, какие места команда занимает. По-видимому, мне повезло, я работал в тех клубах, где моя работа устраивала руководителей. И меня всё в этих клубах устраивало. Можно считать, мне повезло, что я не так много ездил по стране.

– Сейчас в «Салавате Юлаеве» собраны хорошие мастера, исполнители, на отсутствие которых жаловались многие ваши предшественники…

– Жаловаться можно всегда, даже сейчас. (Смеется.) На самом деле, условия для работы созданы очень хорошие, появилась возможность хорошо поработать в плане комплектования команды. Может быть, не всё задуманное удалось осуществить этим летом. Но и другие клубы тоже не дремлют. Мы собрали достойный состав. Есть хорошие задачи, есть хорошая материальная поддержка. Всё в наших руках!

– Но всё вышеперечисленное еще не гарантирует выполнения этих самых хороших задач…

– Да, конечно, для этого нужно создать коллектив. Он начал формироваться по ходу прошлого сезона. Сейчас мы сохранили костяк команды, всех ведущих игроков. Добавились хорошие ребята. Есть у нас коллектив, его становление продолжается через игры. Еще немало будет тяжелых матчей, в которых предстоит закалить характер – соперники тоже высокие задачи решают. Становление коллектива, как правило, идет на протяжении всей турнирной дистанции.

– Известно, что вы – тренер-демократ, стараетесь работать на доверии. Не возникает никогда желания «закрутить гайки» в отношениях с подопечными? Бывают же ситуации, когда игра не идет..?

– В принципе, это можно сделать. Но по-разному. Можно с какой-то злостью от большого разочарования или от отчаяния. Надо изначально понимать: а надо ли так делать? Можно самому выплеснуть эмоции, можно оскорбить человека. Иногда могу, конечно, накричать на кого-нибудь…

– А материально воздействовать на хоккеиста?

– Есть способы. Но у меня, как правило, такого желания не бывает. Естественно, я объясняю ребятам, что могу это сделать. В крайнем случае, если кто-то долго не понимает, чего хочет от него тренер, приходится к этому прибегать. Или если какой-нибудь «кадр» попадется, которому всё по барабану. Бывает, но редко. Как правило, это касается бытовых вопросов, спортивного режима. Что касается работы, когда хоккеист не может её выполнить – это те требования, которые к нему предъявляются тренерским штабом, то приходится объяснять человеку и его агенту, что вы, ребята, не в ту секцию записались. Тут игрок или не попадает в состав, или идет искать другую команду.

– Некоторые критикуют вас за то, что редко ставите в состав молодых ребят из фарм-клуба, местных воспитанников…

– Я к критике отношусь нормально, но только если эта критика исходит от людей, разбирающихся в тех вопросах, о которых идет речь. Как правило, критикуют те, кто не знает глубины проблемы, а знакомы с ней только поверхностно. Ответственность за результат, за выполнение задач лежит на тренере. Я доверяю и люблю работать с молодыми ребятами, хочу, чтобы талантов было как можно больше. В данный момент я не могу им доверять по одной простой причине: они пока не в состоянии в полном объеме выполнить те задачи и обязанности, которые возлагаются на игрока уровня суперлиги. Конечно, можно наигрывать молодых ребят, но придется очень сильно рисковать и своей репутацией, и репутацией команды в целом. В разумных пределах я готов и буду это делать. Но если Михалёв не выпускает в решающие минуты на поле молодых ребят, так не пришло еще их время! Что будет, если по их вине пропустим один гол, другой, третий? И каково будет психологическое состояние этих ребят и настроение всей команды? Мы ведь решаем высокие задачи!

Если будут достойные кандидаты, если будут играть так, что не будет к ним никаких вопросов – дорога в основной состав им открыта! Сейчас же мы просто «тянем» этих двух молодых «лимитчиков», которых вынуждены заявлять согласно регламенту. И такого мнения придерживается большинство тренеров в других командах. Ни в коем случае не хочу обидеть ребят 1988 года рождения, которые привлекаются к играм, но надо сказать, что на данный момент они не сильнее взрослых хоккеистов. Да, по положению мы их будем заявлять. А вот сколько они будут игрового времени получать – это уже в компетенции тренера.

– Вы, когда в Череповце работали, возили команду на металлургический комбинат. Подобные мероприятия регулярно проводят и в Магнитогорске…

– Да, это хорошее дело. Раз в год, в принципе, это реально делать, «выходить в народ». Но с нынешним графиком игр выкроить время – дело архисложное. Вот

Главный тренер «Спартака» В.Н. Брагин и
С.М. Михалёв

смотрите: в сентябре у команды один-единственный выходной, когда нет тренировок! 12 сентября, после поездки в Санкт-Петербург. Встречаться-то некогда. С семьей бы успеть побыть какое-то время.

– Не опасаетесь, что поездка на Кубок Шпенглера аукнется команде в чемпионате страны спадом в игре?

– Опасайся – не опасайся, а функциональных ям еще никому не удавалось избежать. Другое дело, когда наступит спад в игре, и сколько этот период продлится. Конечно, думаем о том, как бы неглубоко упасть в эту яму. (Смеется.) Советуемся с теми, кто ездил на Кубок Шпенглера в прошлые годы, да и у меня есть опыт участия в этом турнире.

– Задача-минимум на сезон для «Салавата Юлаева» – выйти в финал. С кем хотелось бы встретиться в серии за «золото»?

– С другим финалистом. Я раньше на подобные вопросы мог отшучиваться, сказать, к примеру, с «Амуром». Сейчас такие шутки уже не проходят. Я могу только предполагать. Существует определенный круг претендентов на медали, несколько клубов. Но, дай Бог, чтобы первая часть этого вопроса осуществилась. А там с кем-нибудь да сыграем…

Фото: Альмир СИБАГАТУЛЛИН
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем