К юбилею Победы в Великой Отечественной войне мы запустили проект «Фронтовой инстаграм». Каждую неделю мы публикуем фотографии из семейных архивов наших читателей, рассказывающие о войне и её участниках. Все присланные нам фото появляются на нашем сайте и добавляются в специальный аккаунт в Instagram.
Сегодня на очереди фотографии, присланные сыном Пантелеймона Леонтьевича Степаненко — человека, который до войны был директором совхоза в Черлакском районе Омской области, а потом дошёл до Берлина. Строго говоря, два фото из трёх были сделаны уже по окончании войны в оккупированной Германии: майору Степаненко пришлось там немного задержаться по не зависящим от него причинам.
— Когда закончилась война, его не отпустили домой, — рассказал нашему корреспонденту Лев Пантелеймонович Степаненко. — Зная его анкетные данные, что он директор совхоза и отлично понимает сельское хозяйство, его оставили в Германии, чтобы он поднимал сельское хозяйство немцев. Чтобы они не висели иждивенцами на шее советского государства, а пахали, сеяли…
Служил Степаненко-старший начальником сельскохозяйственного отдела Третьей ударной армии, расквартированной в районе Магдебурга. Ему предоставили двухэтажный особняк и служебный самолёт. На самом первом фото запечатлено какое-то совещание на фоне капитальной сельскохозяйственной постройки — это либо склад, либо гараж для сельхозтехники. На груди майора видны ордена — Красной Звезды и Отечественной войны. Первый из них Степаненко заслужил под Ленинградом. Орден Отечественной войны второй степени он получил при освобождении Прибалтики, первой — уже под Берлином в марте 1945 года. Отвечая за материальное обеспечение частей Красной армии, ему приходилось с риском для жизни подвозить продовольствие и боеприпасы на передний край, а иногда и самому идти в бой.
— В боях за овладение селом Тосно Тосненского района, деревни Пирогово Солецкого, деревни Тараканово Островского района Ленинградской области капитан Степаненко, не считаясь с опасностью для жизни, ежедневно проверял обеспеченность питанием бойцов на переднем крае и обеспечение всех боевых расчётов боепитанием, — говорится в одном из наградных листов. — В результате смелого и заботливого, настоящего командирского — большевистского отношения к своему долгу бойцы и командиры части были бесперебойно обеспечены питанием. Овладение указанными населёнными пунктами во многом можно отнести к заслугам товарища Степаненко.
В оккупированной Германии Пантелеймон Леонтьевич провёл чуть более полугода. Вернуться на родину ему помогла встреча с маршалом Жуковым во время охоты. Маршал решил поохотиться на угодьях, ставших из-за разгрома нацизма ничейными, и майора Степаненко назначили одним из его сопровождающих.
— Решили, что, раз мой отец из Сибири, значит, он охотник, — объяснил ход мысли советского начальства Степаненко-младший. — После того как поохотились, пошёл разговор. И маршал говорит отцу: «Привози сюда своих детей, живи в Германии, очередное звание тебе дадим». Отец (человек весьма практичный и ответственный) ответил: «У меня пятеро детей, школы здесь нет, позвольте мне уехать домой».
Жуков спорить с майором не стал и посоветовал ему составить рапорт, который был тут же подписан. Так Пантелеймон Степаненко смог вернуться домой после войны.