Уфимец Тимур Салихов — видеооператор, его работа и хобби — запечатлевать яркие события. С недавних пор страстью Тимура стали съемки путешествий. Новое увлечение не только подарило вдохновение, но и толкнуло молодого человека на приключения: вместе с отчаянными напарниками Тимур покорить далекую и опасную зимнюю Чукотку. О трудностях и удивительных открытиях, подаренных поездкой, Тимур рассказал журналисту портала UFA.RU.
Судьбоносная встреча
История путешествия на край земли началась задолго до поездки, в снегах под Иремелем. Там Тимур познакомился с будущим организатором экстремального трипа.
— С Сергеем Саймановым впервые встретились в суровой поездке по Башкирии. В горах мы строили жилище из снега, ночевали в палатке, в спальниках. В таких условиях убедились в том, что оба — надежные люди, и отправились в первое далекое путешествие — в Казахстан, — рассказывает Тимур. — Через год Сергей ошеломил меня новой идеей — отправиться на край земли в буквальном смысле этого слова! Дальше Северного Ледовитого океана, на Чукотку, в город Певек.
Для Тимура, считавшего себя туристом-любителем, приглашение стало вызовом. Сказано — сделано. Ребята приступили к серьезным сборам.
Бескрайняя родина
Первым делом путешественники разузнали все о зимней Чукотке: климат, население, фауна края. Чем больше новоиспеченная экспедиция узнавала о местах, тем сильнее они манили отважных покорителей.
— Для интереса посмотрите в интернете, где город Певек. Вы удивитесь, насколько огромная у нас страна! Это даже не Владивосток, там температура зимой доходит до -60 градусов, белые медведи и олени — хозяева той земли. Людей там — полтора землекопа, и то — на сотни квадратных километров! — делится впечатлениями Тимур. — Мне довелось побывать в Африке, в Индонезии я жил с местными жителями. Но ничего похожего на Чукотку ещё не видел.
С любопытством ребята изучали опыт предшественников и жадно искали любые статьи и очерки о путешествиях на Чукотку. Но информация попадалась лишь о поездках в летнее время. Зимой мало кто отваживался покорять ледяные просторы. Но парни решили во что бы то ни стало исполнить задумку.
На подготовку — полгода
Планировать и отрабатывать технические моменты предстоящего путешествия ребята начали еще в сентябре. Нужно было основательно «прокачать» автомобиль, который на несколько недель должен был стать им и домом, и вездеходом.
— Моральная подготовка — это взял тёплые вещи, спальник, еды в карман закинул и готов. Я бывал уже в суперсуровых условиях: чуть не замерз на Килиманджаро, прошёл Эльбрус, ночевал в снегах, бегал марафоны... Волевые качества у нас всех на высоте! Наш третий товарищ Игорь Курсако — штурман. Он вообще бывший профессиональный военный, готовый к любым трудностям. Да и Сергей Сайман из суровых походников, которых тянет в условия, где всё выключено, а не включено, — смеется Тимур.
Для поездки выбрали Land Cruiser 200. Машина уже участвовала в подобных поездках и показала себя с хорошей стороны.
— Самое важное — это утепление автомобиля: двойной стеклопакет. Векторные розетки по всему салону, чтобы можно было легко подзаряжаться и делать фото и видео, — загибает пальцы путешественник. — Батарейки при -40 градусах разряжаются в течение нескольких минут! Также у автомобиля есть второй топливный бак, он больше, чем основной.
Главный помощник в дороге
Розетки и фотоаппарат в путешествии нужны, но, чтобы выжить в зимней Чукотке, не обойтись без другого предмета.
— В первую очередь надо брать лопаты! Снега там много. Мы научились копать в любой непонятной ситуации! Север не прощает ошибок. Мы могли бы ехать всю неделю и никого не встретить, это вполне реально. Еду лучше брать с запасом, на неделю пребывания. Теплые вещи, чтобы продержаться, если вдруг дорогу завалит снегом, — говорит Тимур. — В некоторых местах мобильные телефоны не работают, на спасателей надежды мало. Да и среда настолько непредсказуема, вряд ли кто-то будет тратить миллионы на спасение двух-трех человек. В страховой компании на вопрос, спасут ли меня, ответили: «Ну, наверное, да». К счастью, мы не проверяли это на практике.
Экипировка и цена
Путешествие — дело нелегкое, к тому же затратное. А когда речь идет о поездке на край земли, то точно придется раскошелиться.
— Со снаряжением нам помогли спонсоры. Ботинки были рассчитаны на -30... -40 градусов, утепленные пуховики предоставили на лютые морозы. А вообще, если считать расстояние от Челябинска до города Певек и обратно, то на всё у нас ушло 320 тысяч рублей. Сэкономили мы порядка 130 тысяч благодаря поддержке. А так в 500 тысяч бы всё это обошлось. На троих. За дорогу сожгли более 3300 литров топлива, — рассказывает Тимур.
В путь ребята отправились, тщательно испытав машину. Впереди разложили пассажирское сиденье, задние места также оборудовали под спальное место. Спали по очереди, за руль садились — тоже.
«Ни души на сотни километров»
Далекий край приготовил для покорителей суровые испытания. С трудностями ребята сталкивались на каждом шагу.
— От города до города километров 300, и никого вокруг! Бывает, и на 500 километров — ни одного поселения. Однажды пришлось машину из сугробов вытаскивать, мы почти стали кандидатами в мастера спорта по копанию снега, там я нос отморозил. А еще, представьте, сидят в машине трое мужиков, которые не мылись неделю! Вот это была настоящая жизнь! — улыбается Тимур. — На обратном пути, когда мы выехали из города Билибино, проехали Чершски и решили гнать без остановки, чтобы оказаться поближе к дому, на реке Колыме все занесло снегом. Перед нами даже КАМАЗ встал! Копать было бесполезно, и мы ждали подмоги. Сутки примерно. Потом услышали по рации, что КАМАЗы мимо проезжают, они нас и вытащили. Тогда так вокруг мело, что дальше 15 метров ничего видно не было. После мы остановились в поселке Колыевское, а на утро тронулись дальше. Перед нами были дорожники, три трактора-«Кировца», бензовоз, вахтовка, в которой можно ночевать. В такой компании мы ехали четыре дня примерно 200 километров!
Главное открытие
Снег и холод, дикие животные и непроходимые снежные курганы, опасность и адреналин — за этим ребята отправились на Чукотку, но столкнулись с чем-то гораздо более удивительным.
— Самое необыкновенное на Севере — люди. До сих пор не представляю, как там живут и выживают. Зима девять месяцев в году, информационный вакуум, слабый интернет и плохая связь, но и ценности совсем другие. На всем пути мы останавливались у тех, с кем лично раньше не встречались, не были знакомы! Нам помогали те, кто видел нас впервые, — говорит Тимур. — С кем-то списывались в интернете, с кем-то встречались случайно. И каждый раз слышали: «Ух, классные вы ребята, давайте, вы у нас будете жить!» Как в селе Колыевское, когда мы на сутки застряли в снегах. Телефонный разговор: «Алло, главврач? — Да! — Тут туристы приехали, давай у тебя переночуют? — Ну, сутки только, не больше». Приходим к главврачу, а он: «Ладно, оставайтесь еще на несколько дней!» Позже в селе Андрюшкино позвонили знакомому: «Ты уехал? — Да. — Слушай, а у тебя можно тут туристы остановятся? — Не вопрос, ключи там-то лежат, отдавайте их!»
В городе Певек ребятам дали дом на троих и подарили много топлива. В Билибино путешественников встретил и приютил боксер, мастер спорта.
— Гостеприимство классное! Север, наверное, выживает за счет этого: сплоченности и радушия. У местных доброе отношение друг к другу, взаимовыручка есть, и мы ее на себе почувствовали. Злых там нет, это просто отсутствует в северном характере, такие там не выдерживают и уезжают.
Рецепт северного счастья
Воля, закалка и особое мироощущение — с этим ребята познакомились в дороге, это успели постичь и насладиться.
— Людей там очень мало, но я почувствовал себя комфортно! Мне нравилось там просыпаться каждый день. В Уфе, другом крупном городе нас одолевает тысяча мыслей: сделать то и это, иначе опоздаешь. Вот только куда, непонятно... В тех суровых краях можно глубоко вдохнуть, успокоиться и погрузиться в медитацию... Мне этим Север и нравится, он не грузит. Одна забота — как прожить до завтрашнего дня. Все просто и понятно, — делится Тимур. — А еще удивительная способность человека приспосабливаться. В холод никто из нас не заболел. В Колыевском во время ночлега в больнице не было холодной воды, только горячая! Так я умудрился помыться, хоть парни и не решились.
Местный колорит
На территории Чукотки живут разные народности: чукчи, якуты, эвенки, юкагиры. По словам Тимура, они внешне выглядят одинаково. Но культура, быт, обычаи и разговоры, язык, предметы быта — все разное.
— У одних календарь такого типа, у других другого типа. Одежда. Многие народности здесь раньше сильно враждовали. Но сейчас уже не за что воевать. Например, юкагиры, их осталось в мире всего 700 человек, и то это по статистике, а там, может, и того меньше. Самыми воинственными были чукчи, они выселили другие народы. Могучие, едят сырую рыбу чир, вылавливая ее из воды в -30 градусов. Эта рыба очень жирная. А когда на улице -40, люди мерзнут. Едут на оленьих повозках, берут эту рыбу и кромсают ножом. Едят ее, и она согревает. А в самые тяжелые времена олень съедается полностью. Олень для северного жителя — это все.
Самобытных представителей народностей, по словам Тимура, почти не осталось.
— Нам интересную историю рассказывал один бывший оленевод — женщина, она уже пожилая, не может ходить. В молодости ей довелось попасть в Новосибирск на учебу. Она знала, что может сдать экзамены на пятерку. Тогда бы ей пришлось жить в городе, стать каким-то специалистом, а про свою оленеводческую жизнь, которая была с молоком матери впитана, забыть. Тогда она специально завалила экзамен, чтобы не быть в обществе цивилизованных людей. Приехала снова к себе в Чукотку и стала кочевать с оленями. Только к старости ее образ жизни поменялся, потому что здоровье уже не позволяло жить по заветам предков. У молодежи сейчас совсем другие ориентиры.
Современная Чукотка
Главная проблема сурового края, по признанию путешественника, — выпивка. Многие местные из-за размеренности жизни северных широт, превращают алкоголь в главное развлечение.
— Но есть и положительные примеры. Мы встретили женщину, ей 64 года, говорит, что северные условия не помеха для долголетия. Она не пьет, занимается спортом, выглядит пободрее многих городских жителей большой земли. Она и алкоголь принципиально не продает в своем магазине, хотя могла бы сделать большую выручку на этом. Потому что ценит свой народ, она чукча, — говорит Тимур.
В домах, где живут коренные жители, на дверях подъезда нарисованы орнаменты: круг, киты, лодка, рыбы, птицы. Чтобы местные жители знали, что здесь живет чукча.
— Меня очень удивил один человек, Игорь Ранаф, он чукча. Многие коренные привыкли, что с советского времени их спонсирует государство, помогают им выживать: платит большие деньги, дает снегоходы. В те годы там все жили хорошо. Многие, как в прежние времена, относятся к поддержке как к должному. А Игорь Ранаф из другой породы, он встал на ноги с нуля и стал успешным. Его несколько раз приглашали в Финляндию, Канаду, предлагали обучать оленеводству. Он даже купил лодку за несколько миллионов рублей и сам теперь помогает местным жителям переправляться. Не бесплатно, но сколько же пройдет десятков лет, пока это все окупится…
Цены Чукотки и впрямь заставляют с умом не только зарабатывать деньги, но и тратить.
— Дизель стоит примерно от 60 до 70 рублей за литр. Продукты туда завозят раз в году, морем. Мясо, окорочка, фрукты и овощи всякие, а ближе к Новому году все это портится. Авиапочтой еще можно доставить продукты, но это очень дорого. Цены на помидоры, огурцы, яблоки, бананы, груши, апельсины от 600 рублей за килограмм. Ели жареную картошку, а она там стоит 300 рублей за кило. Вообще есть у местных список дотационных продуктов, которые спонсирует государство. Выплачивает полстоимости за некоторые позиции, список (примерно из двадцати продуктов). Но это как повезет, и не во всех поселках есть магазины.
Красивые и опасные просторы
Ребят покорили не только жители, но и природа края. Бескрайние белые просторы не наскучили путешественникам
— Именно в этой нетронутой чистоте и красота! Сложно передать эмоции, лучше однажды увидеть, — вспоминает Тимур. — Жалко, что мы попали в пургу, медведи все попрятались по норам своим, мы их не видели. Мы встретили только лисицу и песца, — рассказывает Тимур.
Но белоснежная красота таит и смертельную опасность. Ребята не на шутку переживали, но не за себя, а за местных жителей.
— Неподготовленные холодные машины, они вынуждены гонять между городами на них по зимникам. Зимники — это трассы, которые строятся на болоте, на реках. Вода замерзает, проходит трактор и ковшом снимает снег. А весной эта дорога исчезает. Иногда зимники заносит, иногда появляется наледь, а местные на свой страх и риск преодолевают ежедневно такие опасные пути.
Была ситуация, мы предложили одному водителю: «Давай подождём до утра или пару часиков, пока река замёрзнет». Он ответил: «Я не могу, топлива не хватит!» А у самого полный салон людей! Он подвергает и себя смертельной опасности, и своих пассажиров. Это самое ужасное, что мы видели.
Ребята ездили до метеостанции Велькаркай, где ранее на легковых автомобилях была лишь одна экспедиция. Двигались по морю, которое выходит на Ледовитый океан, и горной местности. Попытались даже покорить мыс Шмидта.
Следующая цель Тимура — Монголия. Поездка запланирована в сентябре. А после — увлекательное ралли «Шелковый путь от Иркутска до Китая». Но, по признанию парня, Чукотка — навсегда запала в душу каждого путешественника и изменила его.
Еще один отважный уфимец Олег Чегодаев в одиночку покорил 30 горных вершин Южного Урала. Он рассказал о своих приключениях и о том, как защитить природу от человека.
Вы покорили Эльбрус, заглянули в кратер Килиманджаро или прошли в одиночку пустыню Гоби? Расскажите о своем путешествии нам! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78.