В Уфу приедут польские трамваи Pesa Fokstrot. Но есть нюанс, даже два: ранее они ездили в Москве — там от них отказались из-за санкций. Информацию о появлении новинки в башкирской столице UFA1.RU подтвердил транспортный эксперт Олег Арефьев. Рассказываем, что же это за трамваи.
Трамваи, построенные по европейским технологиям, появились в Москве в 2014 году. Как рассказывал нашим коллегам из MSK1.RU глава Союза пассажиров России Кирилл Янков, их делали в Польше.
— 11 лет назад была история, что объявили конкурс. Его выиграл «Уралвагонзавод», но сам он трамвай сделать не смог. Закупил польский трамвай Pesa, налепил на них свой шильдик и поставил их Москве, — сказал Янков.
Мэр города Сергей Собянин говорил, что Pesa намного лучше тех машин, что на тот момент использовались в столице.
— Вместо грохочущих трамваев появляются европейские трамваи высокого качества, долгосрочные, с большой вместимостью до 220 человек, с хорошей энергоэффективностью и комфортом для жителей. В этом году поступит 70 новых трамваев, в следующем — около 50 <…> Очень современный трамвай, в нем фактически нет никакого шума. В общем, это трамвай нового поколения, — сказал мэр.
По данным сайта города Москвы, длина польских трамваев — 26 метров. При этом уфимские значительно меньше — у них порядка 2,5 метра (такая длина, например, у самых распространенных 71–608К). То есть протяженность вагона позволяла вмещать больше пассажиров, они расходились по салону и не толпились. Низкопольность была удобной для маломобильных граждан — вход в трамвай был на уровне земли. В салоне имелись валидаторы для оплаты проезда (а не кондукторы), камеры наблюдения (которые и вовсе потом стали распознавать лица), информатор об остановках.
Вагоны оснастили отоплением и кондиционером, поэтому зимой там было тепло, а летом прохладно. Если вдруг пожар — сработала бы система пожаротушения. И главное — срок службы вместо 15–20 лет — 30 лет. Скорость — до 75 км/ч (такую же скорость могут развить и уфимские).
Водители так отзывались об этой машине:
— Они легкие, послушные, с мягким, плавным ходом и удобным управлением, — цитировал водителя сайт Москвы.
Но есть ряд нюансов.
Всего должны были поставить 120 штук, но дошли только 70. Потому что из-за санкций подорожал евро, рассчитываться стало сложнее. Да и из 70 вагонов на ходу осталось лишь 23. Проблема не только в естественном износе, но и в том, что такие машины требовали обслуживания. Из-за санкций достать детали было почти невозможно.
— Вот эти трамваи сейчас отставлены от эксплуатации, потому что из-за санкций к ним не получается запчасти покупать и не получается их финансировать, — рассказывал MSK1.RU Кирилл Янков в январе 2024 года.
Официально о прекращении работы таких трамваев не сообщалось.
Еще один момент объяснил UFA1.RU Олег Арефьев: длина вагона может не подойти для уфимских улиц.
— Относительно путей по одному маршруту, 5-му, смотрели специалисты. Говорят, может ездить, — сказал эксперт.
5-й маршрут в Уфе проходит от улицы Пушкина через Аксакова, Революционную, Мингажева, Большую Гражданскую и Зорге. Конечная — Госцирк.
Добавим, что слухи о появлении Pesa в Уфе пошли в середине апреля. 11 апреля UFA1.RU уточнял данный вопрос в Управлении транспорта и связи.
— Мы такой информации не давали, комментарий дать не можем. У нас такой информации нет, — заявили в УТиС.
Однако через неделю в одном из государственных изданий Башкирии появилась публикация о поставках трамваев. Получается, что блогеры узнали раньше, чем власти города.
Что касается Москвы, то она не обеднела: за прошедшие годы российские заводы научились делать неплохие трамваи «Витязь», «Витязь-М» и «Львёнок». Некоторые из них похожи на Pesa по оснащению. Они же в итоге и заменили иномарку.