Дороги и транспорт Докатились: разбираем жесткие аварии на самокатах в Уфе и правила движения

Докатились: разбираем жесткие аварии на самокатах в Уфе и правила движения

Узнали, что изменилось в ПДД и как быть, если столкнулся с самокатом

Так интересно — гонять на самокате, когда еще лежит снег

В Уфу наконец пришла весна. Наперегонки с ветром по улицам города рассекают граждане на самокатах. Однако нередко такие поездки сопровождаются инцидентами: съезд с выделенной полосы, выезд на проезжую часть, ДТП. На проблему обратили внимание компании, которые предоставляют этот вид транспорта для проката, и законодатели. Каждая из сторон говорила о возможных изменениях в правилах пользования. UFA1.RU решил разобраться: изменилось ли что-то за прошедшие год-два, когда самокаты приобрели новую популярность, и поговорил с представителями бизнеса по прокату (кикшерингу).

Это не игрушка

Самокат давно стал обычным средством для передвижения, но в основном его использовали на близкие поездки — типа от дома до магазина, по двору, до школы, но не так давно в России произошел перезапуск этого вида транспорта. Появился, прежде всего, прокат — если хочешь покататься, то можно не покупать его и не думать о том, где хранить.

Казалось бы, места для езды хоть отбавляй: проспект Октября с его выделенкой, бульвар Ибрагимова, центр, набережная. Езжай — не хочу. Однако кому-то этого показалось мало — и они стали выезжать на «территорию» пешеходов, а то и вовсе прям гонять среди потока машин. Не все, взяв самокат, как оказалось, знают правила дорожного движения.

Школьника сбил автобус

Вот яркий пример: шестиклассник мчится по тротуару на самокате, а потом едет на нем по «зебре». В этот момент его сшибает автобус — школьник вместе с самокатом отлетает. Конечно, вина лежит на водителе, но и парень на самокате — куда торопился? Даже от велосипедистов требуют, чтобы они переходили «зебру» пешком, а своего железного коня вели рядом с собой.

Еще один случай: ребенок гоняет по двору, выезжает на проезжую часть, его сбивают. Либо ребенку не объяснили, либо он не принял во внимание то, что даже во дворе нужно ездить с особой внимательностью, особенно между машин.

А вот тут подросток в компании друзей тоже катался по проезжей части двора, на дорогу вообще не смотрел, в отличие от водителя — тот, завидев толпу самокатчиков, остановился, но от ДТП это его не уберегло.

Наши коллеги из 74.RU писали о недавнем инциденте: парень на самокате сбил пенсионерку, а потом скрылся с места происшествия. Его, конечно же, потом нашли. К счастью, женщина отделалась травмами и не погибла — а такие случаи по России бывали.

И это только те случаи, которые дошли до публики. Есть много других, которые не закончились оформлением ДТП или вообще чудом удалось избежать оного.

Казалось бы, при чем тут Москва

По «зебре» — только пешком

До недавних пор деятельность самокатов толком не была урегулирована, потому что этот вид транспорта считался наиболее простым, не требующим какого-то юридического оформления. С появлением прокатов он стал намного популярнее, чем прежде, а также выросло число инцидентов. Соответственно, нужно было продумывать правила и для этих участников движения.

Новые поправки (вступившие в силу с 1 марта 2023 года) добавили в ПДД понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) — под ним понимают электросамокаты, электроскутеры, моноколёса и всё прочее, что весит меньше 35 килограммов. Все эти средства должны гонять не более 25 км/ч, иметь тормоза, фонари (спереди и сзади, как у машины).

Граждане на СИМ могут использовать для езды тротуары и велодорожки, но на пешеходные зоны им выезжать нельзя. По пешеходным тропам можно двигаться, если масса СИМ не превышает те самые 35 килограммов. Самое главное — идти на пешеходных переходах нужно только пешком, теперь это требование закона. Если во время поездки по тротуару есть угроза для пешеходов, то водитель СИМ должен слезть и идти пешком либо ехать со скоростью пешехода (до 10 км/ч в основном).

Если водителю СИМ больше 14 лет, то он может выехать на автодорогу, но только если пешеходных или велодорожек нет. Ездить можно только по обочине или по крайней правой части дороги (если нет обочины). Есть и много других нюансов — например, еще нужно иметь светоотражатели для поездок в темное время. Подробнее — в карточках наших коллег из 74.RU. Также об изменениях рассказывают и сервисы кикшеринга.

И еще: вдвоем кататься можно, если конструкция самоката позволяет это делать или правила проката.

Некоторые сервисы проката требуют, чтобы водитель был старше 18 лет

Про изменения в ПДД UFA1.RU рассказали в сервисе проката Whoosh. Там говорят, что их правила изначально создавались под комфорт и безопасность, поэтому вносить изменения в них сейчас нет необходимости.

— Необходимости в изменениях не было. Правила сервиса ни в чем не противоречат новым ПДД, которые вступили в силу 1 марта. Так что пользователи не заметят изменений, правила поездок на самокатах остаются прежними, — объяснили UFA1.RU в Whoosh.

Законодатель теперь обязал водителей СИМ ездить с определенной скоростью. В сервисе Whoosh нам также рассказали, что на их самокатах с самого начала работы в Уфе было сделано замедление до 25 км/ч. В парках и скверах, где собирается много людей, скорость ограничили до 15 км/ч.

— Все эти зоны отмечены в приложении сервиса, при въезде в них пользователь слышит специальный звуковой сигнал, а самокат замедляется, — пояснили в сервисе проката.

Это всё из-за отсутствия культуры

Однако, по мнению компании, снижение скорости имеет другую задачу — не предотвращение ДТП.

— Ограничение скорости — это больше вопрос комфорта для горожан: там, где люди отдыхают (парки, скверы), даже передвижение на скорости 20 км/ч способно создать определенный дискомфорт, — считают в прокате.

Но при прогулке, например, по набережной реки Белой риск столкновения с самокатом всё равно остается — и речь больше о людях в целом. Некоторые граждане выходят гулять с детьми и отпускают их кататься по всей набережной. При этом на узкой дорожке дети продолжают гонять на своих самокатах, несмотря на то что даже для пешеходов там движение затруднено. Из-за отсутствия культуры вождения и бесед с ребенком о правилах случаются столкновения и прочие инциденты (в чем корреспондент лично убедился в минувшие выходные).

Школьники мчатся по проезжей части

— Основная часть негативных инцидентов происходит на пересечении автомобильных и велопешеходных потоков, и скорость там принципиального значения не имеет, — добавили в сервисе Whoosh.

То есть всё то, о чем говорилось выше: у людей отсутствует культура вождения. Они ради собственного комфорта готовы пренебречь правилами — да ладно бы только ими, речь идет и о комфорте других, и об их безопасности.

Хорошо бы просто всё обошлось небольшим инцидентом, а что делать, если всё-таки произошло столкновение самоката и пешехода? На этот вопрос UFA1.RU ответил уфимский юрист Роман Петров.

По его словам, столкновение самоката (с человеком, машиной или чем-то еще), конечно же, официально будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

— Здесь человеку нужно обращаться в органы дорожно-транспортного регулирования — ГИБДД, — сказал Роман Петров.

Он добавил, что с ответственностью за инцидент сложнее: если это было прокатное СИМ, то возмещает ущерб компания-владелец. Правда, она потом может в принудительном порядке взыскать его с водителя самоката: например, если он был пьян во время столкновения.

Привлечь самого человека, который управлял самокатом, можно, но лишить его прав (как в случае с автомобилем) нельзя, потому что таковых нет.

— Тем не менее никто не отменял общую норму за умышленное причинение вреда имуществу или здоровью. Я так понимаю, что нарушивший правила водитель может быть оштрафован по таким статьям. Если он скрылся с места, то всё равно будут известны его данные. Сложнее, если это кто-то на личном самокате наехал, — с ним придется судиться, — пояснил Роман Петров.

Цифры ради

По данным сервиса Whoosh, их услугами проката самокатов в прошлом сезоне воспользовались почти 13% жителей Уфы (примерно 140–150 тысяч человек), вместе они проехали 2,6 миллиона километров — это как 2 тысячи раз скататься до Казани и обратно. В среднем пользователи катались чуть больше 12 минут.

— Более 75% всех поездок совершалось по транспортному сценарию: кратчайшим путем из точки А в точку Б, как правило, между жилыми районами и остановками общественного транспорта, центрами социальной или деловой активности, — добавили в сервисе проката.

В некоторых случаях ПДД запрещают поворачивать водителям самокатов

По данным Научного центра БДД МВД России, в России за 9 месяцев 2022 года от ДТП со средствами индивидуальной мобильности пострадали 870 человек, а 19 при этом погибли. С 2018 года (то есть до самокатного бума) численность таких инцидентов увеличилась в 23 раза. В число регионов, где часто происходят ДТП с СИМ, Башкирия не вошла.

Что в итоге: самокаты — это хорошо ровно до того момента, пока управляющие ими граждане не начинают самодеятельность. Попытки показаться крутым перед друзьями или обычными людьми могут плохо закончиться.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем