Интересный, но малоизвестный факт о коренном народе Башкирии: давным-давно люди на территории современной республики исповедовали — нет, не ислам — тенгрианство. Они верили в некоего Тенгри и почитали его. Ученые говорят, что и сейчас в нашем регионе остались его последователи. Но что такое это тенгрианство, откуда оно пришло и почему прекратилось? UFA1.RU изучил вопрос и рассказывает исторические детали.
Когда именно ислам пришел в Башкирию, сказать сложно, потому что и современники, и ученые называют разные даты. Разброс между XII и XVIII веками. Вероятно, весь этот период религия Арабского халифата постепенно проникала в народ башкир, который имел торговые связи с мусульманами.
В 922 году арабский путешественник и писатель Ибн Фадлан посетил землю, где жили башкиры. Известно, что уроженец Багдада много ездил по территории России и возле неё: судя по примерным картам, он посетил нынешний Узбекистан, Каспий, землю в районе современного Санкт-Петербурга, побывал на Волге.
В монографии «Башкиры в эпоху Средневековья» кандидат исторических наук из БГПУ Игорь Антонов приводит слова арабского путешественника о веровании башкир.
— Кое-кто из них говорит, будто бы у него двенадцать господов: у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый больший из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ, — приводятся слова Ибн Фадлана.
Другие источники пишут, что тут неверно интерпретированы слова арабского философа: под «двенадцатью господами» он имел в виду не богов, как Тенгри, а просто «хозяев». Бог был один — Тенгри.
Некоторые записи Ибн Фадлана, кстати, обнаружил башкирский ученый Ахмет-Заки Валиди, в честь которого названа крупная улица в центре Уфы.
Так вот, тем самым господом, что был на небе, и являлся Тенгри. В него верили не только башкиры, но и тюркские народы в целом. Отголоски находятся даже на Алтае, что в 2 тысячах километрах от Башкирии.
Более того, Тенгри поклонялись и савиры. Это тюркский кочевой народ (о его происхождении есть шесть теорий), который переехал на Кавказ, но в ходе войн был разгромлен и изгнан с тех земель. Остатки кочевников расселились по современной России и даже Украине. По мнению некоторых ученых, часть савиров приняла славянскую культуру и заселила современные Белгород, Курск, Сумы и Чернигов (так называемые «северяне»). Другие распределились по Кавказу и Поволжью.
— Савиры представляли Тенгри-хана как мужчину огромных размеров, что отражало космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение — во Вселенной или в пантеоне богов, — пишет кандидат философских наук Закирьян Аминев.
Аспирант из ЮУрГГПУ Наталья Данилова в своей работе писала, что тюрки поклонялись Тенгри как высшему божеству, но еще были богиня плодородия Умай и Йер-Суб, отвечавшее за землю и воду (везде упоминается как «божество», в среднем роде). Согласно тому же источнику, тюркский философ XI века Махмуд аль-Кашгари считал, что Тенгри — «создатель всего сущего».
— В древности башкиры, как и остальные тюрки, один раз в год, после зимы, выходили на святую гору рода, совершали обряд жертвоприношения Тенгри, хозяевам воды и земли в целях привлечения благодати, плодородия, богатства и здоровья. Принося подношения Тенгри, взывали о помощи, просили добра и милосердия, — утверждает Данилова.
Есть ссылка и на эпос «Уралбатыр», где главный герой Урал заставляет повиноваться даже змей, а народ, который он спас, отождествляет Урала с Тенгри: «Отец твой — как Тенгри-бог для нас. Всех от страшной участи спас». Эту фразу люди сказали сыну Урала.
В других эпосах, «Идукай и Мурадым» и «Куныр-буга», Тенгри тоже упоминается. В первом есть такая строка: «Юлымды Тәңре уңдырһа» («если в моем пути Тенгри даст удачу»); во втором — главная героиня Тандыса шла по горам, лесам и просила Тенгри помочь ей найти пропавших коров. И вот после обращения к божеству она выходит на след и говорит: «Видимо, мои мольбы достигли небес, до Тенгри».
Закирьян Аминев, кандидат философских наук из УФИЦ РАН, писал, что люди представляли Тенгри как мужчину в обличье алпа — рыцаря, отважного воина. Он, по их мнению, воплощал в себе торжество мудрости и справедливости, а жил «на самом высоком пласте неба».
Закирьян Аминев утверждает, что башкиры перешли в ислам, поскольку стали искать более сильную защиту от недобрых соседей в X веке.
— У западных границ башкирских земель возникло довольно сильное государство поволжских болгар, а с юга соседями были среднеазиатские государства, отношения с которыми никак нельзя было назвать мирными. Сложившаяся политическая ситуация вынуждала башкир к защите от посягательств сильных соседей и требовала от них сплоченности, которая могла быть обеспечена при наличии не только военной мощи, но единомыслия, что предполагает в том числе и единобожие, — пишет Аминев.
К тому же государства вокруг уже были мусульманскими. В то время, видимо, сложно было сделать как-то иначе, чем в итоге принять ислам. Но религия, по мнению исследователей, навязана не была: башкиры часто торговали с арабами и другими тюрками-исламистами, их культура постепенно приходила в народ.
— Башкиры не имели непосредственных и тесных контактов с самим арабским миром, ислам проникал к ним опосредованно от перешедших в ислам южных среднеазиатских соседей. Данное обстоятельство несколько отдаляло башкир от ортодоксального ислама, — вновь утверждает Закирьян Аминев.
Считается, что и по сей день некоторые башкиры используют «Тенгри» вместо «Аллах». Например, «Тәңрем, ярзам ит» («Тенгри, помоги») или «Тәңре ярлыҡаһын» («Пусть простит Тенгри» или «Тенгри, помилуй»).
— Башкиры даже в ХХ веке продолжали исполнять доисламские культы и ритуалы (культ гор, предков, поклонение могилам святых — әүлиә), проведение различных доисламских праздников (сабантуй, каргатуй и другие), игры на древних музыкальных инструментах, — приводит Аминев.
Первый сабантуй в Поволжье, кстати, описал уже известный нам араб — Ибн Фадлан. Так что ему мы обязаны весьма важными свидетельствами о жизни на Волге в X веке.
Закирьян Аминев пишет, что проведенная в наши годы экспедиция в башкирское Зауралье показала, что там немало людей в возрасте всё еще верит в Тенгри. Это были представители племен бурзян, тунгар, тамъян и других.
Старики рассказали экспедиторам о Тенгри, который находится на небе: он всё знает, всё может — защитить или наказать за непочтение или грехи. Гром — это свидетельство того, что Тенгри скачет по небу на телеге с четырьмя конями, а дождь льется из бочек, что стоят на телеге. Молния — это огонь от плетки, которой Тенгри гоняет злые силы, в том числе и мусульманские (шайтанов, например).
— В то же время все эти старики считали себя истинными мусульманами и проводили все предусмотренные исламом обряды. То есть вера их в единого Аллаха нисколько не мешала соблюдать и свои старинные, доставшиеся от предков обряды поклонения своим исконным местным духам и божествам. Точно так же болгарские ученые отмечают, что у болгар, принявших христианство, долгие века сохранялся культ Тенгри, — пишет Аминев.
Когда башкиры присоединялись к России в 1557 году, у них уже был принят ислам. Народу удалось договориться с государством, что вера останется. Однако через 124 года действия царя Федора Алексеевича, который решил навязать татарам христианство, привели к башкирскому восстанию. Христианизацию татар и башкир вроде как отменили, но эта вера проникла в народ так же, как когда-то ислам.
Неожиданное открытие: на территории сразу трех стран — Кыргызстана, Китая и Казахстана — расположена гора Хан-Тенгри. Ее высота над уровнем моря — 6 995,2 метра. Первыми покорителями в 1931 году стали Михаил Погребецкий, Борис Тюрин и Франц-Йозеф Зауберер из Украины.
Неподалеку находится более известный пик Победы (Кыргызстан, Китай, высота 7439 метров). И он тоже назывался Хан-Тенгри. Потому что путешественники не имели точных карт, как сейчас, и путались в двух горах. Когда поняли, что это две разные вершины, самой высокой дали другое имя. Оттуда до Башкирии по прямой всего две тысячи километров, по дорогам — почти три. Это дает понять, как тенгрианство было распространено по миру.