Недвижимость Анатолий Дубовский, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Жители республики видят в Региональном операторе по капремонту чуть ли не финансовую пирамиду»

Анатолий Дубовский, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Жители республики видят в Региональном операторе по капремонту чуть ли не финансовую пирамиду»

В 2014 году в Башкирии начала действовать новая система оплаты капремонта. Легко ли к ней адаптируются жители республики? Где они предпочитают копить средства на ремонт – у Регионального оператора или на спецсчете? Что делать гражданам, которых не устраивает качество проведенных работ? Эти и другие вопросы проект «Дом» обсудил с руководителем регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолием Дубовским.

– Анатолий Николаевич, почему было необходимо реформировать систему оплаты капитального ремонта?

– До выхода текущего закона о капремонте единой системы его оплаты в стране не было. Некоторые города и районы принимали решение вообще не собирать деньги на капремонт. В других населенных пунктах назначались самые разные взносы (где-то 1,7 рубля за квадратный метр, где-то 9 рублей). Причем вне зависимости от состояния жилищного фонда. По городам и районам Башкирии ситуация тоже отличалась. Вопрос курировали местные власти.

– Новая система оплаты активно обсуждается уже более года, осенью она была введена. Достаточно ли информированы граждане по ее работе?

– Наш центр действует немного более года, и первой задачей мы себе поставили как раз информирование граждан по новому закону. Он достаточно тяжелый для понимания. Мы объехали 29 муниципальных образований и проводили обучение по этому вопросу. Занятия посетили около 7000 председателей советов домов.

Кто-то говорит, что закон введен слишком рано. Хотя изначально планировалось, что он начнет действовать в марте 2014 года. Но так как жители республики еще не успели достаточно ознакомится с новой системой, его введение отложили еще на полгода. На мой взгляд, властями и общественными организациями была проведена хорошая работа по информированию населения. Но у нас же как? Пока гром не грянет, не перекрестишься. Пока не пришло время платить по новым счетам, вопросов почти не возникало.

– Какие вопросы остаются у граждан?

– В первую очередь, их волнует, насколько закон обеспечивает сохранность собираемых денег. Во-вторых, граждане, не зная своих прав (а права им даются широкие – деньги можно хранить не только на счете Регоператора), боятся обмана, чуть ли не очередной финансовой пирамиды. По факту же Регоператор учрежден правительством республики. Гарант его деятельности – власти республики. Более того, ответственными за сохранность денег являются банки. Развеем еще один страх. Граждане в Нефтекамске, в других городах и районах зря боятся, что их деньги уйдут в Уфу. Средства остаются в том муниципальном образовании, где они были собраны. Учет ведется конкретно по каждому дому и по квартире.

– Адекватная ли, на ваш взгляд, плата за капремонт была выставлена для нашего региона? Покрывает ли она реальные расходы или это скорее приемлемый для граждан уровень расходов?

– Сумма, установленная правительством, не с потолка взята, а в результате исследования жилфонда в республике. Правительство установило плату в 5,2 рубля за квадрат в домах до шести этажей и 5,8 рубля выше шести этажей. Все имеют право увеличивать взнос (если жильцы примут решение, что им нужен ремонт быстрее или в большем объеме), но меньше платить никто не имеет права.

Уже в этом году резко возрастают объемы капремонта. Будет отремонтировано 920 домов. При условии полной собираемости. Если города и районы не соберут эти деньги, то и капремонта может не быть или он будет в сокращенном варианте.

– В первые месяцы в Башкирии удалось собрать на капремонт лишь треть суммы, которая планировалось. Как вы думаете, с чем это связано?

– Граждане еще не осознали, что наступило время платежа. Они думают: «Какой-то Регоператор появился, я его знать не знаю, поэтому пока платить не буду». В это время сам Регоператор – это же новая система – заключал договора с почтой по доставке квитанций, отлаживал систему платежей в банках... В процессе, конечно, возникали сбои. Гражданин мог прийти с платежкой в банк, а его не принимают. Сейчас уже таких проблем нет.

– Сейчас период адаптации, начало работ, на Региональный оператор есть определенные жалобы. Как вы оцениваете его работу?

– На мой взгляд, они реагируют на жалобы оперативно и, самое главное, с энтузиазмом. Команда с желанием работает, руки не опускает. Конечно, имеются сбои: и дозвониться сложно, и помещения в разных частях Уфы, но сейчас они начинают осваиваться. В одном из городов Башкирии управляющая компания заняла совершенно незаконную позицию. Начала выставлять свои платежи за капремонт, хотя не имела права этого делать. Со вступлением в силу закона о капремонте деньги должны идти только Регоператору или на спецсчет.

Кроме того, мы пригласили представителей Регоператора ездить с нами на встречи с председателями домкомов в городах и районах республики. Многие сложности разрешаются прямо на месте. Не приходит платежка? Записал адрес и исправил в базе.

– Изначально много говорилось, что общественники будут активно участвовать в приеме работ. Происходит ли это по факту?

– На совещании у президента мы как общественники внесли предложение дать приоритетное право в проведении капремонта ремонтным подразделениям управляющих компаний. Это в интересах собственников жилья. Капремонт здания проводит та же организация, которая в последующем эксплуатирует его. Кроме того, нам же нужно, чтобы профессионалы следили за выполнением работ сторонними подрядчиками. Я сейчас всем предлагаю прописывать в договоре с управляющей компанией, что она берет на себя обязательство контролировать ход проведения капитального ремонта. Многие управляющие компании от этого самоустранились. С другой стороны, за капремонтом должны следить, конечно, и собственники. Более того, по закону деньги за проведенную работу снимаются со счета и передаются подрядчику лишь после подписи акта выполненных работ со стороны, в том числе, и владельцев жилья.

– Что делать гражданам, которых не устраивает проведенный капремонт?

– Они должны сразу же обратиться к Регоператору и сообщить о недоработках. Регоператор в рамках взаимодействия с подрядной организацией должен потребовать их устранения. Также у Регоператора есть служба технадзора, которая следит за качеством работ и помогает собственникам жилья в этом вопросе.

– Расскажите, пожалуйста, о ситуации со спецсчетами. Многие ли жители Башкирии решают копить деньги на капремонт на отдельном счете?

– Таких домов немного. Что представляет собой открытие спецсчета? Это полная ответственность собственников жилья за проведение капремонта: за открытие счета в банке, подготовительную документацию, определение объемов работы и приоритетов их проведения. Да, конечно, у некоторых загораются глаза при мысли положить деньги на депозит. Пока суть да дело, средства будут копиться. Нет вопросов, и это тоже хорошо. Но не дай бог вы ошибетесь с банком, не дай бог у него лицензию отнимут... Тут нужно думать собственникам жилья. Если дому капитальный ремонт требуется сейчас, на этот или на следующий год, а денег они не наберут, то тогда, конечно, лучше выбрать Регоператора.

– А ваш дом какую форму накопления средств выбрал?

— У Регоператора.

Фото: Фото из личного архива Анатолия ДУБОВСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем