Первую очередь реконструкции железнодорожного вокзала башкирские чиновники обещают закончить уже в декабре. На сегодняшний день, все зависит от ОАО «РЖД», которое должно выделить средства на строительство. Руководство Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре взяло этот вопрос под контроль и уже на этой неделе планирует подписать с организацией дополнительный протокол о долевом финансировании первой очереди строительства.
Напоминаем, что реконструкция уфимского ж/д вокзала началась в мае 2006 года, после подписания правительством РБ и руководством ОАО «РЖД» протокола об организации работ и долевом финансировании проекта. Предполагалось, что основные работы завершатся к концу 2007 года – к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Однако возникшие проблемы с финансированием строительства существенно отодвинули сроки сдачи объекта, и уфимцам в обнимку с тяжелым грузом по-прежнему приходится самостоятельно с большим трудом передвигаться по территории вокзала.
По словам председателя Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре Халита Махмудова, за период с мая 2006 по 2008 годы по объектам первого пускового комплекса железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» выделено и освоено 1,078 млрд рублей. За период с 2005 года по декабрь 2008 года по объектам первого пускового комплекса городской и железнодорожной инфраструктуры Республикой Башкортостан выделено и освоено из бюджета РБ и внебюджетных источников 1,912 млрд рублей.
Толчок к возобновлению ремонтных работ на вокзале дал президент РБ Рустэм Хамитов, побывавший на объекте в конце августа и давший жестко отрицательную оценку увиденного. Спустя две недели, 5 августа, Хамитов провел встречу с начальником Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергеем Абрамовым, в ходе которой были достигнуты соглашения по продолжению работ первого пускового комплекса.
Итак, первая очередь реконструкции предполагает:
снос и расселение жилых домов, попадающих в границы реконструкции;
строительство транспортного узла в районе привокзальной площади, верхней кольцевой развязки для общественного транспорта;
строительство вставки, конкорса, надземного и подземного пешеходных переходов с выходом на остановки общественного транспорта;
реконструкция и строительство инженерных сетей;
реконструкция существующего здания железнодорожного вокзала.
Для завершения строительно-монтажных работ по вводу в эксплуатацию объектов первого пускового комплекса необходимо выделение финансовых средств со стороны Республики Башкортостан и ОАО «РЖД» в размере 190 млн рублей. Наш регион уже внес 20 млн рублей. По словам Халита Махмудова, ОАО «РЖД» для завершения первого пускового комплекса до сих пор не выделило средств. Тем более в его обязанности будут входить основные виды работ. Это ввод в эксплуатацию вставки и конкорса с последующим открытием движения пассажиров, а также выполнение фасада со стороны перрона существующего старого здания ж/д вокзала.
Что касается второй очереди реконструкции ж/д вокзала, то она предполагает строительство нового здания с кассами, багажными отделениями, комнатами отдыха для пассажиров и работников, а также удлинение пассажирских платформ с устройством навесов и реконструкцию подземного пешеходного перехода. Кроме того, на территории разместится подземная парковка. Начало строительных работ ожидается через полтора-два года. Ориентировочная стоимость строительства – 1200 миллионов рублей.
А пока здание уфимского вокзала только внешне производит впечатление благоустроенного объекта со всеми удобствами. Внутри же все выглядит довольно печально и уныло: в летнее время пассажиры в ожидании своего поезда томятся в душных залах безо всякого намека на какую-либо вентиляцию. Зимой ходят по зданию, чтобы не замерзнуть. На втором этаже, в зале ожидания, в августовскую жару была настоящая «теплица». Правда, эта площадь отремонтирована и выглядит гораздо приличнее залов на первых этажах. Она чистая и светлая. Негде спрятаться от палящего солнца или проливного дождя и на перронах.
Жители и гости Уфы отмечают: в более мелких городах вокзалы выглядят гораздо опрятнее и цивилизованнее, в отличие от большинства столичных. Так, например, в небольшом городке Лиски, что в Воронежской области, здание вокзала весьма благоустроенно, оно облицовано гранитом и мрамором, переходы просторные, чистые и светлые. Впечатляют вокзалы и в крупных российских городах, таких как Самара и Новосибирск.
«Начиная от Казани, Самары и заканчивая Новосибирском не существует большего неудобства, чем уфимский вокзал. Несмотря на широко разрекламированную модернизацию он так и остался сараем. А траволатор (даже в Википедии про него написали), который был призван облегчить передвижение людей, так и остается своеобразной «потемкинской деревней», – делится впечатлением уфимец Виктор Столяров. – Посмотрите на соседние города: изумительные, хорошо скомпонованные вокзалы в Самаре, Новосибирске, Челябинске, оборудованные комфортными местами ожидания для пассажиров, даже с VIP-залами, с хорошо организованной инфраструктурой общепита, торговыми точками. Вот это – вокзалы, проведя на которых в ожидании поезда несколько часов, не уезжаешь из города с чувством облегчения и брезгливости».
Сегодня уфимцев по-прежнему не покидает надежда на то, что уже совсем скоро они будут приезжать на чистый и комфортный вокзал, чтобы встретить друзей, родственников, коллег по работе.
Фото: Видео Рустема ВАЛИДОВА