Игра ва-банк:

как семья из маленького городка бросила все ради стартапа в Уфе

Сеть гипермаркетов «Уфа-игрушка» сегодня знакома практически каждому жителю Уфы и Республики Башкортостан. Первый оптовый магазин сети появился в нашем городе в далеком 2007 году, а спустя три года руководство начало активно развивать розничную сеть. Примечательно, что «Уфа-игрушка» была основана башкирской семьей, прожившей много лет в маленьком городке Гай Оренбургской области. Всего за несколько лет бизнес вырос так, что теперь способен конкурировать с крупнейшими федеральными сетями.

От оптового магазина
до розничной сети

От оптового магазина до розничной сети

Эльмира Казыханова — руководитель сети гипермаркетов «Уфа-игрушка». В 2002 году девушка из городка Гай (с населением всего 30 000 человек) решила поступать в Башкирский государственный университет на рекламиста-маркетолога.
— Наша семья родом из Башкирии, но много лет мы жили в Гае. Я приехала в Уфу после 11-го класса, а после сюда же приехал поступать мой брат. Мы сразу решили, что в маленький город возвращаться не будем, решили остаться здесь. К тому же в Гае у родителей был небольшой магазин с детскими и канцелярскими товарами, и мы решили попробовать построить бизнес в Уфе.
В 2007 году, когда Эльмира училась на 5-м курсе, её родители решили переехать к детям в Уфу, чтобы быть вместе со своей семьёй. А опыт работы с детскими товарами определил будущее направление бизнеса. Мама и папа Эльмиры распродали имущество в Гае и вложили все деньги в стартап оптовой компании, которую назвали «Уфа-игрушка». Первые договоры компания заключила со старыми поставщиками, с которыми семья Эльмиры работала ранее. Так и началась история семейного бизнеса, который очень быстро завоевал любовь своих покупателей.
Обязанности были строго разделены. Отец — генеральный директор компании — взял на себя всю административную часть. Мама стала настоящим идейным вдохновителем, а Эльмира начала отвечать за развитие сети и коммерческую составляющую компании — работу с поставщиками, бизнес-партнерами и финансами. Поскольку девушка не имела опыта, первое время было сложно, но страха никогда не было, ведь Эльмира всегда ощущала поддержку своей семьи.
С расширением сети штат сотрудников увеличивался. И, по словам героини, сейчас основной костяк компании — это люди, которые работают практически с ее основания. За это время они стали частью большой и дружной семьи.
— С 2007 до 2010 года мы работали как оптовая компания, а после, когда количество поставщиков значительно увеличилось, решили развивать собственную розничную сеть. Я понимала, что работать только в B2В-сегменте уже не имеет смысла, в регион начали заходить мощные федеральные ритейлеры, которые роняли наценку и «съедали» всех мелких предпринимателей.
Первый оптово-розничный магазин «Уфа-игрушка» решили открыть на Дмитрия Донского, 5. Каждый год сеть расширялась, прирастая на 1-2 магазина. Сегодня «Уфа-игрушка» — это 11 супермаркетов площадью от 700 до 1500 кв. м.
Вообще детские товары — это своеобразный бизнес. Как отмечает Эльмира, сложнее всего работать с одеждой, ведь она подвержена сезонности и смене моды. Ещё одна сложность — работа с крупногабаритными продуктами: велосипедами, колясками, электромобилями.
— Детские магазины превращаются в выставочные шоурумы: люди приходят, смотрят, консультируются, а после идут сравнивать цены в интернете. И если некоторые интернет-магазины, имеющие один только склад и дешевые аналоги, начинают сбивать стоимость своих товаров, то становится сложно конкурировать.

Выбор поставщиков
и финансовых партнеров

Выбор поставщиков
и финансовых партнеров

Стоит отметить, все поставщики «Уфа-игрушка» проходят очень жесткий отбор в плане качества продукции, известности бренда и цены, которую сеть магазинов сможет предоставить покупателям.
— Сегодня мы работаем практически со всеми крупными производителями России и стран СНГ напрямую. Также я лично посещаю фабрики в Китае, которые дают хорошее соотношение цены и качества, и привожу только те игрушки, которые с гордостью смогу поставить на наши полки.
Как признается девушка, один из самых сложных этапов — это работа с оборотными средствами. В отрасли детских товаров особенно важно быть конкурентоспособными с федеральными сетями, которые за счет своей огромной «машины» берут хорошие цены у всех производителей.
И если на начальном этапе у бизнесмена нет свободных денег, которые позволят работать с производителями напрямую, то будет весьма проблематично представить покупателям широкий ассортимент товаров и приемлемые цены. Однако семья справилась. И Эльмира гордится тем, что сумела выстроить все процессы таким образом, что у компании никогда не возникала потребность взять кредит.

Конечно, важную роль здесь сыграл и грамотный выбор финансового партнера. Пересмотрев множество предложений от различных банков, «Уфа-игрушка» остановила свой выбор на Уральском Банке реконструкции и развития.
— В бизнесе говорят: «Копейка рубль бережет», и это действительно так. Когда мы выбирали банк для открытия расчетного счета и депозита, для нас приоритетное значение имели хорошие ставки, удобство, скорость и надежность. УБРиР в сентябре исполняется 30 лет, поэтому в надежности банка мы не сомневались. Кроме того, они оказались очень оперативными ребятами — денежные поступления у них всегда идут день в день. К сожалению, не все банки могут похвастаться этим. Раньше мы часто сталкивались с ситуациями, когда поступления на счет нашим партнерам задерживались. Для нас это принципиальный момент, ведь поставщики ждут от нас оперативной оплаты.

Как кризис в одночасье перестроил все
бизнес-процессы

Как кризис в одночасье перестроил все
бизнес-процессы

Говоря о кризисе 2020 года, Эльмира отмечает, что он стал главным стимулом для развития и перестройки всех бизнес-процессов. У компании есть интернет-магазин, который запустили 5 лет назад, но до этой весны он развивался не очень быстро. С началом пандемии «Уфа-игрушка» успела подстроиться под новые реалии, вложила в это направление максимум сил и приросла в онлайн-продажах на 300%.
Конечно, это не первый кризис, с которым столкнулась директор сети магазинов, но он значительно отличался от всех предыдущих.
— Мы привыкли именно к экономическим кризисам, к скачкам доллара, но никто не ожидал, что на этот раз «выстрелит» с другой стороны. Это главная причина, по которой многие компании ушли с рынка в 2020 году. Но лично для меня самым первым и самым сложным был кризис 2008 года. Хотя по факту, учитывая уровень инфляции в нашей стране, кризис как начался в 2008 году, так и не заканчивался. С 2011 по 2014 год стало чуть легче, но потом прихватило снова. При этом каждый раз появляется что-то новое, поэтому в экономике невозможно полагаться только на чьи-то кейсы.
Для себя Эльмира определила несколько главных правил: нужно сохранять спокойствие, всегда смотреть на кризис как на учебный процесс, вынося из него важный опыт, и никогда не расслабляться. Что касается финансового подспорья, именно размещение свободных денежных средств на депозите — это гарантия уверенности, надежности и обеспеченности будущего бизнеса. При возникновении финансовых трудностей депозит от УБРиР позволяет не брать кредиты, а оперативно использовать собственные средства для своевременных расчетов с контрагентами, оплаты налогов и выплаты зарплаты сотрудникам.
Приоритетом для нас всегда являлось открытие новых магазинов ради повышения качества, а не ради количества. Как только мы понимаем, что наша идея будет работать, а новый магазин будет действительно удобным и полезным для покупателей, мы расширяем сеть. Думаю, совсем скоро у нас появятся новые проекты, но подробности оставим пока в секрете.
Финансовый партнер
— Уральский Банк реконструкции и развития

ПАО КБ «УБРиР». Лицензия ЦБ РФ №429 от 06.02.2015.
ООО "УФА ИГРУШКА". ИНН 0277108036, ОГРН 1090280041576, юридический адрес: 450065, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Дмитрия Донского, 5.
Тел.: 8 (800) 700-59-59.
Просмотров: 9 011