
Отданная земля по-прежнему пустует
Под Уфой уже 12 лет тянется странная история: бывшие работники совхоза получили паевые земли, а местный староста уговорил переписать их на него, чтобы потом продать и выплатить по полтора миллиона рублей за долю. Односельчане согласились, но деньги не получили: они подозревают мошенничество, но староста говорит, что не может ничего продать. На 2025 год несколько участников тех событий уже умерли. UFA1.RU попытался разобраться в произошедшем.
Земли нет, денег нет
Житель деревни Урунды и его односельчане работали в совхозе «Охлебининский» — основан в 1960 году, занимался мясом, молочкой и овощеводством. После ряда реорганизаций в 2002 году прекратил существование.
Земельный участок в общую долевую собственность получили 35 человек. Согласно кадастровой карте, в 2004 году участку присвоили разрешённый вид использования — «для сельскохозяйственного производства», кадастровая стоимость — 1,5 миллиона рублей.
«Один человек нам сказал: „Продайте мне документы на землю, я вам оплачу эту сумму сразу же“. Кто согласился — собрали документы, подписали: договор купли-продажи, расписка от него, что после подписания он оплачивает всю сумму. Прошёл день, второй… и началось: то документы не дошли, то буквы перепутали местами», — приводит свою версию событий житель деревни Шамиль.

Выделенным — та самая земля, которую жители отдали
Однажды всех пайщиков вызвали в суд: оказалось, что они подписали налоговые декларации о получении денег. Тех самых, которые им обещали. А раз так, то надо платить налог — на тот момент, по словам Шамиля, это было 65 тысяч рублей. Работающим пенсионерам заблокировали банковские карты, снимали у них нужную сумму.
Односельчанином, который убедил переписать землю на него, оказался Сагит Кадыров — староста деревни и ныне депутат в Иглинском районе от Акбердинского сельсовета.
Из данных портала «Депутаты» следует, что Кадыров с 1995 года работал в совхозах на позиции замдиректора, в 2000–2001 годах был управляющим в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Охлебининский» (образован на базе совхоза). Потом работал в муниципальном сельхозпредприятии «Урунда», а с 2005 по 2012 годы был главным агрономом в другом совхозе.
Но из «Контур.Фокуса» мы узнали, что Сагит Кадыров зарегистрировал несколько компаний. С 1999 по 2012 годы он как ИП занимался торговлей в магазинах. В 2013–2014 годах был совладельцем фирмы, которая вела смешанное сельское хозяйство. С 2021 года — совладелец сельскохозяйственного предприятия. Является учредителем местной религиозной организации.
«С каждым есть договор, который они сами подписали. Там сказано, что когда землю продам, деньги будут розданы. Они бы её сами не продали, сам тоже не могу: то генплан не выходит, то КРТ [комплексное развитие территории], то СВО», — прокомментировал UFA1.RU Сагит Кадыров.
Он объясняет, что потенциальные покупатели приходят, но хотят взять участок «за бесценок», а отдать так не может, потому что есть обязательство перед людьми. Кадыров говорит: рассчитывал, что ему заплатят сразу же, но получилось иначе.
Также он рассказал, что ещё в суде в 2016 году (о нём расскажем далее) предлагал жителям взять землю обратно, но те отказались.
Житель деревни Шамиль говорит, что все были заинтересованы только в деньгах.
«У нас ни техники, ничего не было. Мы не могли обрабатывать эти поля чисто физически. У нас была заинтересованность получить деньги», — пояснил пенсионер.

Глубоко верующий человек
Условиями не предусмотрено
В 2016 году Шамиль и односельчане собрали документы, наняли адвоката и отправились в Иглинский суд. Пенсионер уверяет, что сначала процесс шёл в их пользу — дескать, им даже сказали, что вернут документы на землю, раз деньги они не получили. Но в конечном итоге в иске им было отказано.
Как следует из опубликованного решения Иглинского суда, факт передачи земель подтверждён рядом документов, пайщики действительно не получили свои деньги, которые предусмотрены договором. Но в иске следует отказать.
«Договоры купли-продажи земельных долей не содержат условий, предусматривающих возможность расторжения по требованию одной из сторон в судебном порядке с возвращением полученного сторонами по договору до момента его расторжения, в частности, в случае, если бы покупатель несвоевременно не произвел оплату переданного ему имущества», — говорится в решении суда.
Иначе говоря, в документах нет условий, которые бы позволяли сторонам расторгнуть договор в суде. Это стало ключевой причиной.
В распоряжении UFA1.RU есть один из договоров: там сказано, что «стороны несут ответственность за неисполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством». И во всём, что не касается договора, они руководствуются им же — законодательством.
«Мы подали в Верховный суд Башкирии апелляцию. Нас вызывают, мы приходим. Тут началась какая-то интересная история: судья зачитает списки истцов, начинает с тех, кого нет. Один болел — ему сказал выйти по видеосвязи, а откуда в деревне видеосвязь, когда почти у всех кнопочные телефоны? Другой умер. Судья спрашивает, где наследники, а они вступают в права через полгода. Судья заключила, что большинства нет, значит, приходите в следующий раз. Нас развернули, на этом всё закончилось», — рассказал Шамиль.

В слове «настоящему» пропущены буквы — это ошибка, которую нужно было исправить и оформить
В определении Верховного суда Башкирии сказано, что трое истцов к моменту заседания умерли, а раз они были сторонами в исходном деле, то им нужен правопреемник. Поэтому дело нужно вернуть в первую инстанцию, чтобы определить этих преемников, а уж потом что-то решать.
После этого пенсионеры подавали заявления в различные инстанции, в том числе в Следком, но везде получали отказ. UFA1.RU направил в СК запрос. Как только появится информация, мы её опубликуем.
Шамиль говорит, что у него сейчас более 100 тысяч рублей долгов по налогам за те деньги, которые он по факту не получал.
«Кадыров нам говорит: „Ждите, продадим, рассчитаюсь“. С 2013-го нам это говорит», — добавил пенсионер.
По поводу налогов обязательства есть и у самого депутата-старосты: он за эту землю платит их несколько лет.
«Сначала 35 тысяч рублей в год платил, потом увеличили, теперь 70-76 тысяч», — говорит староста.

Депутату 66 лет, он состоит в крупной политической партии
Сагит Кадыров также поведал, что к нему выходили с предложением изменить предназначение земли на индивидуальное жилищное строительство. Казалось бы, покупатель найден, но не тут-то было.
«Говорят: „Назначение измените на ИЖС“. Я им говорю: „Извините, конечно, но если я ИЖС сделаю, а вы откажетесь от покупки, мне там налоги миллионами придут, а если не заплатишь — там и штрафы, и проценты придут. Так что нет, берите и будем делать вместе“. ИЖС сделать вообще непросто, там через министерство надо, побегать по кабинетам, подписать, а они не хотят», — объясняет депутат.
Он предлагал землю Иглинскому району и Минсельхозу Башкирии, но никто не захотел её выкупать.
«Те, кто 19 человек остались [в живых], они даже не знают, где их земли, потому что межевание не делали. А чтоб его сделать — деньги же нужны», — говорит Сагит Кадыров.
Земля так и осталась никому не нужной. Депутат говорит, что будет и дальше пытаться её продать.
«Таких дел много»
Уфимский адвокат Роман Петров рассказал UFA1.RU, что это не первое такое дело — их по республике много. У него самого в практике были подобные.
«Мы в Илишевском районе очень долго судимся, но пока безрезультатно, потому что сроки пропущены. События происходили давно, году в 2004-м. Аналогичные обращения есть из других районов — с Раевки, например, пришли люди», — пояснил юрист.
По его словам, суды в основном отказывают заявителям, несмотря на явные нарушения их прав, потому что прошли сроки исковой давности. По таким делам он составляет три года. Обойти пропущенные сроки не получится.
«Но есть и другие способы защиты прав. Надо смотреть документы. По другим подобным ситуациям мы находим выход и подаём другие иски — виндикационные. Но шанс есть, однако эти дела очень сложные и требуют большой квалификации юристов», — сказал Роман Петров.





