20idei
СЕЙЧАС -15°С
Все новости
Все новости

Зашел выпить кофе, а оказался в рабстве: история уфимца, который потерял бизнес и несколько лет занимался принудительным трудом

По всей стране в рабстве могут находиться около миллиона человек

Александр Лепеничев

Поделиться

Рабство — когда мы слышим это слово, то представляем какие-то отдаленные времена, вспоминаем другие страны, притеснения темнокожих. Однако это явление было распространено на Земле еще до тех пор, как люди стали делиться на расы — то есть тысячи лет. Несмотря на активную борьбу с рабством, оно присутствует в современном мире. Эта тема активно обсуждается в том числе и на телевидении: телеканал «ТВ-3» выпустил сюжет, в центре которого оказался житель Уфы, несколько лет проведший на принудительном труде. Сегодня, 25 сентября, UFA1.RU рассказывает подробнее и приводим истории других земляков, которые оказались в рабстве.

Что такое рабство


Рабством в общем смысле понимается система взаимоотношений в обществе, при которой один человек является собственностью другого. Говоря проще, рабство — это когда человек занимается принудительным трудом, то есть когда ему не хотелось этого делать, но его заставили и ограничили в правах. В какой-то мере крепостное право в России являлось формой рабства. Впрочем, крестьянин еще имел шансы освободиться без побега, а вот у рабов такого нет.

Исходя из глобального индекса рабства, на 2018 год по всему миру в рабстве находятся 45,8 миллиона человек, а в России — почти 800 тысяч. Согласно индексу, европейские страны более активно ведут борьбу с рабством, чем страны Африки или Азии, Россия в этом показателе — между теми и теми. В нем наша страна на 64-м из 167 мест. Ближайшие соседи: Финляндия — 149-е место, Казахстан — 83-е, Украина — 49-е, Беларусь — 20-е, Монголия — 13-е, а некоторые страны Европы и Африки — сотые места, то есть в них рабство распространено меньше.

Как рассказывает основатель организации «Альтернатива» Олег Мельников, в России основным контингентом для рабства являются мужчины средних лет, которые приезжают в крупные города на заработки. «Альтернатива» на протяжении многих лет за свои средства помогает другим людям вернуться из условий принудительного труда.

Так она смогла освободить Александра Лепеничева — некогда успешного бизнесмена и уроженца Уфы.

Банкрот


Александр родился в 1963 году в Уфе. Школу оканчивал в башкирской столице, а в 1980-х он переехал в Москву, где выпустился из университета МИСиС. После учебы устроился на завод в Московской области, но в 1990-х завод закрылся. Тогда Александр начал собственный бизнес — вместе с партнером занимался рекламой, предприятие имело лишь частичный успех, но в силу конкуренции закрылось.

Но до того Александр смог купить квартиру в городе Железнодорожный — совсем рядом с Москвой.

«Я жил вполне достойно, для меня не было проблемой зайти в кафе или ресторан перекусить», — рассказывает мужчина в сюжете «ТВ-3».

Но когда бизнес рухнул, то уже бывший бизнесмен потерял большое количество денег. Последующая апатия привела его к мошенникам, которые отобрали квартиру. Мужчина искал работу, но достойных для себя предложений не находил и в итоге остался на улице. Родных или друзей у него не было. О его последующей пропаже никого не знал.

Рабство


В октябре 2014 года Александр познакомился с неким мужчиной — тот предложил ему поесть в кафе.

— Я просто зашел в кафе выпить кофе. Там разговорились с одним человеком. Мы посидели, а потом он посадил меня в машину — я уже плохо соображал. Очнулся в незнакомом месте. Там была печка, какая-то кровать — и всё, — рассказывает Александр.

Основатель «Альтернативы» Олег Мельников говорит, что людей спаивают под разными предлогами. Так, был случай, когда мужчине предложили выпить алкоголя под предлогом встречи с земляком, но тот отказался — и тогда ему предложили чай. На это он согласился. После чаепития он потерял сознание, а через полтора дня оказался в Калмыкии. Там его заставляли пасти баранов.

Его вывезли в Тверскую область, почти за 300 километров от того города, где он жил. К нему позже пришел житель деревни — он был охранником и смотрел, чтобы раб никуда не сбежал. Дальше ему объяснили, что будет дальше: ему нужно было помогать по хозяйству, а за это он получал немного еды. Работа была на износ: он возвращался в свое жилище поздней ночью, а поднимали его ранним утром. По словам Александра, он спал два-три часа.

С наступлением весны в 2015 году мужчина решил бежать. Очередной ночью он ушел в поля, а оттуда вышел на трассу. Попутным транспортом добрался до Московской области, где обратился в полицию. С его слов, силовики сказали ему, что у них дел полно.

— Некогда нам бомжами заниматься, — цитирует Александр полицейских.

Александр, наши дни

Александр, наши дни

Поделиться

В итоге мужчине снова пришлось скитаться по улицам. Однажды он провалился в открытый канализационный люк, отморозил ногу. Пытаясь отогреться, Александр звонил по подъездам, но дверь ему никто не открывал. Ему пришлось идти в неизвестность, а это привело к тому, что он упал от бессилия и пролежал так какое-то время, пока случайный прохожий не вызвал скорую — да и та, впрочем, отказалась его сначала принимать. Тогда нашедший Александра мужчина закатил скандал — и так пострадавшего всё же увезли в больницу.

К этому времени промокшая от падения в люк нога начала отмирать — в итоге он лишился ее части. Весной 2016 года мужчина выписался из больницы и устроился в приют, но и оттуда ушел — потому что его не могли там вечно держать.

Какое-то время Александр скитался по улицам, где на него вышли цыгане. Они предложили ему поесть и погреться у себя, а в итоге он снова оказался в рабстве.

Так бывший бизнесмен стал попрошайкой в Москве. Каждый день его вывозили в разные места, где он, сидя в коляске, должен был просить милостыню.

— Заставляли побираться. В самый плохой день это было 200 рублей, а в хороший — почти тысяча, — рассказывает Александр.

На инвалида оказывали психологическое давление и давали понять, что у него нет никаких прав, а также угрожали избиением. Однажды возле его ног «в щепки», как он говорит, разбили бейсбольную биту — намекая, что в следующий раз она может пройтись по нему.

— Я стал искать удобного случая [сбежать], потому что понял, что ничем хорошим это не закончится, — рассказывает Александр.

Спасение и последующая жизнь


Общественный активист Павел Прошкин в ноябре 2017 года пришел к Соборной мечети в Москве. В тот день возле нее было много людей — мусульмане шли на молитву. На этом месте окопались попрошайки, которые неплохо зарабатывали в такие людные дни. В их числе оказался и Александр Лепеничев. Павел увидел человека в инвалидной коляске, подошел к нему и спросил, нужна ли помощь — и тот сказал, что нужна. Это и был Александр.

— Я потом спросил у него, почему он согласился, ведь нас он не знает. Он говорит: «Мне уже терять было нечего», — говорит Павел Прокшин.

Павел вместе с журналистами вызволяет Александра из рабства

Павел вместе с журналистами вызволяет Александра из рабства

Поделиться

После этого спасенного раба привезли в приют, где он прожил несколько месяцев. Весной 2018 года мужчина покинул его — уже с женщиной, которую он назвал будущей женой. На момент съемок программы они жили в деревне в Тверской области.

Послесловие

Александру несказанно повезло: не каждому, не то что удается завести семью после всех этих событий — не всем удалось вернуться из рабства. Кто-то и по сей день продолжает там находиться. Однако всё везение Александра стоило ему многого, в том числе нескольких лет жизни, три из которых он занимался подневольным трудом.

Общественники отмечают, что люди, которые попрошайничают на улицах, чаще всего являются заложниками. Они попали в зависимость, потому что не смогли за себя постоять или потому что не было иного варианта продолжения жизни. Некоторые из них пытаются сбежать из рабских условий, но часто после этого становятся собственностью другого рабовладельца.

Ранее на UFA1.RU выходил текст про жителя Ярославской области, который в 1998 году пропал без вести. Его нашли спустя 23 года в степях Казахстана, где он находился в рабстве. Кроме того, в минувшем году у наших коллег из 59.RU публиковался материал про рабство жителя Перми, который потом оказался в Новом Уренгое.

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter