Перечень категорий водительских прав может быть существенно расширен. Соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть уже в ближайшее время.
Основным поводом для ужесточения требований стали мопеды и скутеры. Необходимость порядка в ГИБДД объясняют просто: каждый день в стране происходят страшные ДТП с участием скутеристов, поэтому, чтобы хоть как-то обезопасить этих участников дорожного движения, необходимо хотя бы научить их правилам. Сегодня водителям этих «жужжалок» не обязательно иметь права, однако в скором времени все может измениться.
Заодно с мототранспортом разработчики законопроекта решили навести порядок и в других видах ТС. В дополнение к существующим B, C, D, E могут появиться подкатегории: скажем, для управления 13-местной «газелью» будет необходимо иметь права категории D или D1, однако сесть за руль 19-местного Mercedes-Benz Sprinter лишь с одним D1 будет нельзя.
Стоит отметить, что идеи с наведением порядка в водительских правах высказывались уже давно. К счастью, далеко не все из них вошли в законопроект. К примеру, еще в феврале прошлого года занимавший тогда должность начальника департамента ОБДД МВД России Виктор Кирьянов предложил категорию M для водителей маршрутных такси и даже объявил, что «вопрос практически согласован».
В новой редакции перечень категорий и подкатегорий будет выглядеть следующим образом:
A – мотоциклы;
A1 – мотоциклы с рабочим объемом двигателя менее 125 «кубиков» и максимальной мощностью не более 11 кВт, проще говоря, мопеды и скутеры;
B – автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 тонны и имеющие не более восьми пассажирских мест; автомобили с прицепом с разрешенной максимальной массой не более 750 килограммов; автомобили с прицепом с разрешенной максимальной массой, не превышающей массы автомобиля без нагрузки, при этом максимальная масса такого состава не должна превышать 3,5 тонны;
BE – автомобили категории В с прицепом, масса которого превышает 750 килограммов или массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории В с прицепом с разрешенной максимальной массой более 750 килограммов и максимальной массой состава более 3,5 тонны;
B1 – трициклы и квадроциклы;
C – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, за исключением отнесенных к категории D; аналогичные автомобили с прицепом массой, не превышающей 750 килограммов;
CE – автомобили категории С с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 килограммов;
C1 – автомобили массой 3,5–7,5 тонны с прицепом разрешенной массой до 750 килограммов или без него;
C1E – автомобили категории С1 с прицепом разрешенной массой более 750 килограммов. Общая разрешенная масса состава не должна превышать 12 тонн;
D – автобусы, имеющие более восьми мест, не считая сиденья водителя; аналогичные автомобили с прицепом разрешенной массой до 750 килограммов;
DE – автомобили категории D с прицепом весом более 750 килограммов; сочлененные автобусы;
D1 – автобусы, имеющие 9-16 пассажирских мест (сиденье водителя не в счет); аналогичные автомобили с прицепом весом не более 750 килограммов;
D1E – автомобили категории D1 с прицепом тяжелее 750 килограммов. Общая масса состава – 12 тонн;
Tm – трамваи;
Tb – троллейбусы.
Отдельно в документе говорится об автомобилях с АКПП. Так, курсанты автошкол смогут выбирать, на каком авто сдавать экзамен, однако те, кто выберет «автомат», за «механику» сесть уже не смогут. Особые требования законопроект предъявляет к тем, кто будет устраиваться на должность водителя. Для них станут обязательными российские права, за нарушения работодателей предлагается наказывать крупными штрафами.
В ГИБДД пока никак не комментируют возможные изменения, отмечая, что экзаменационные отделы работают в обычном режиме.
«Нет ничего страшного в новых категориях, – уверен юрист Евгений Калинин. – Я вижу больше плюсов, чем минусов. Во-первых, количество мопедов на дорогах резко сократится, поскольку их владельцам нужно будет получать права, к чему не все готовы. Во-вторых, станет безопаснее и общественный транспорт: за руль маршруток больше не будут пускать гастарбайтеров».
Стоит добавить, что появление новых категорий – вовсе не прихоть российских законодателей. Разработчики законопроекта стараются привести ПДД и КоАП в соответствие с последними поправками к Венской конвенции о безопасности дорожного движения. В частности, конвенция теперь предъявляет особые требования к национальным водительским удостоверениям, а также заменяет категорию E тремя отдельными разрядами.