Упрощенный порядок регистрации автомобилей в Госавтоинспекции станет реальностью уже в ближайшее время. Сейчас соответствующий приказ проходит последние согласования в Министерстве юстиции, а через десять дней после официальной публикации, наконец, вступит в силу.
Ожидания от «упрощенки» самые радужные: автовладельцам больше не придется томиться в очередях в РЭО, а инспекторы ГИБДД освободятся от ненужной бумажной волокиты. Главные изменения, которые принесет новый порядок, заключаются в порядке осмотра автомобиля и процессе выдачи госномеров.
В частности, инспекторы больше не будут сверять номера двигателя машины: составители приказа сочли прежнее требование устаревшим. Действительно, маркировка мотора, как и других узлов и агрегатов автомобиля, в большинстве стран используется лишь в сервисных целях и зачастую наносится в самых неудобных местах. С учетом того, что в России с каждым годом количество иномарок лишь увеличивается, ГИБДД приходится считаться с тем, что главным идентификатором автомобиля должен быть VIN и ничего, кроме VIN.
Сверка номеров агрегатов зачастую преподносила автовладельцам весьма неприятные сюрпризы: если у инспектора возникали сомнения в «честности» цифр, он имел право потребовать экспертизы, результатов которой еще нужно было дождаться. Все это время автомобиль должен был простаивать без техосмотра и регистрации.
Снять автомобиль с учета, кстати, можно будет в любом регионе. То есть жителю Уфы не придется перегонять машину с самарскими номерами в соседнюю область, чтобы там выполнить все необходимые действия. Свежие поправки позволят автомобилистам выполнять все регистрационные процедуры в родном регионе.
Тем, кому в ближайшее время предстоит испытать на себе новые правила регистрации, может помочь сервис автообъявлений на сайте 102km.ru. Только за последнюю неделю в этом разделе было размещено более одной тысячи предложений на любой вкус и кошелек: от бюджетных малолитражек до представительских внедорожников.
Еще одно нововведение – право автомобилистов самостоятельно распоряжаться регистрационными знаками. Продать машину можно вместе с госномером, правда, лишь в том случае, если покупатель проживает в том же регионе. Другими словами, из процедуры переоформления автомобиля на нового собственника исчезает необходимость сдавать номера обратно в ГИБДД и получать свежие. Нужно лишь зарегистрировать машину на покупателя и вписать его имя в техпаспорт.
На этот шаг Госавтоинспекцию подтолкнула простая истина: «бывшие в употреблении» номера отправляются в утиль, поэтому на каждую сделку фактически выпускаются новые регзнаки. В итоге во многих регионах уже выдаются вторые, а то и третьи региональные серии. В Башкирии, в частности, номера серии «02» закончились еще несколько лет назад.
«Это явное изменение в лучшую сторону. Оно сократит очереди и нервотрепку в ГИБДД, – рассказал в интервью газете «Взгляд» представитель Федерации автовладельцев России Андрей Орел. – И, кстати, расходы автоинспекции на изготовление все новых и новых номерных знаков – тоже. Это ведь только кажется, что две жестянки стоят мало, а представьте в масштабах страны, сколько на них уходит денег! Возникала проблема и с тем, что приходится изобретать все новые и новые серии регионов, так как в предыдущих номера закончились. В крупных городах эта проблема уже обострилась до предела. Так что со всех сторон данная инновация положительная».
Наконец, в законе появилось описание возможностей портала госуслуг. Некоторые действия, в частности запись на техосмотр, доступны уже давно. Документ должен будет навести порядок в этих «высокотехнологичных» вопросах: по крайней мере, сейчас даже сами сотрудники ГИБДД с трудом представляют, как все работает и зачем вообще это нужно.
В Госавтоинспекции Башкирии пока затрудняются сказать, как изменится работа регистрационно-экзаменационных отделений. Поскольку приказ МВД еще не прошел все круги бюрократического ада, региональные гаишники никаких подробностей и указаний «от Москвы» не получали и продолжают работать по действующим правилам.