Страсти вокруг транспортного налога не могут утихнуть уже больше года. На этот раз Министерство промышленности и торговли предложило очередной вариант расчета. В ведомстве полагают, что налог необходимо начислять в зависимости от экологического класса автомобиля. По мнению чиновников, это позволит убить сразу двух зайцев: во-первых, более высокие ставки на «вредные» машины должны стимулировать обновление наполовину ветхого автопарка страны, а во-вторых, таким образом автомобилистам будут компенсированы повышенные акцизы на топливо.
Озвученное предложение сразу же вызвало волну возмущения. Казалось бы, что плохого в поддержке «зеленых» автомобилей? Согласно инициативе Минпромторга, чем выше экологический класс автомобиля, тем меньше придется платить его владельцу.
В частности, чиновники предлагают определить для каждого класса отдельный коэффициент, который будет использоваться при расчете транспортного налога. Для владельцев автомобилей класса «Евро-4» базовая ставка останется без изменений и составит от 2,5 до 15 рублей за лошадиную силу. На машины класса «Евро-3» ставка может быть повышена в 1,2 раза, «Евро-2» – в 1,6 раза. Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 года, налог вырастет вдвое. В то же время снизится налог для автомобилей классов «Евро-5» и выше, базовую ставку для них предложено уменьшить на 30%. Гибкость расчетов будет обеспечена благодаря регионам: каждый субъект федерации будет вправе либо повышать базовую ставку (максимум в 10 раз), либо снижать до нуля. Последний пункт сможет коснуться только автомобилей, мощность которых не превышает 150 лошадиных сил.
Однако борьба за чистый воздух в планы чиновников, похоже, не входит: Россия до сих пор никак не может перейти на «Евро-4», не говоря уже о «пятерке». Сказывается неготовность отечественной промышленности к производству экологичного топлива, именно поэтому переход на «Евро-4» был отложен до 2012 года. Автомобили, соответствующие классу «Евро-5», вообще в стране не производятся и практически не ввозятся из-за рубежа: по всей России с трудом наберется хотя бы несколько десятков тысяч таких машин. В то же время более половины всего отечественного автопарка – это машины старше десяти лет. В скором времени содержание этих автомобилей будет влетать их хозяевам в копеечку, ведь чем больше вредных выбросов, тем выше ставка налога.
«Это просто беспредел, – отреагировал на предложение Минпромторга лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, – чиновники обещали отменить транспортный налог в качестве компенсации роста акцизов на бензин, а вместо этого предлагают фактически двойное налогообложение автовладельцев, поскольку более половины машин в стране старше пяти лет».
Тем временем инициативу Минпромторга поддержало Минэкономразвития, где «экологичный» транспортный налог посчитали дополнительным способом поддержки автопрома. Однако в Министерстве финансов выступили против нововведения: принятые ранее поправки в Налоговый кодекс оставляют за регионами право изменять базовую ставку налога, в том числе и в зависимости от экологического класса машин.
Законопроект сейчас обсуждается в правительстве: чиновники обещают учесть интересы всех категорий автовладельцев и постараться избежать роста налоговой нагрузки. В любом случае, рассчитывать на снижение ставок пока не приходится.