Мой дом Запретные «газели» все еще возят пассажиров

Запретные «газели» все еще возят пассажиров

В Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялись парламентские слушания на тему: «О ходе реализации законодательства в сфере транспортного обслуживания населения в Республике Башкортостан»...

В Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялись парламентские слушания на тему: «О ходе реализации законодательства в сфере транспортного обслуживания населения в Республике Башкортостан».

Депутаты были вынуждены признать, что существуют определенные проблемы во взаимодействии и разграничении полномочий органов государственной власти республики и органов местного самоуправления в этой специфичной сфере общественной жизни, имеющей важное социальное значение.

Напомним, что год назад народные избранники приняли целую серию законов, которые должны регулировать работу маршрутных такси. В частности, речь идет о борьбе с так называемыми нелегальными перевозчиками и «газелями» на дорогах. Фактически «газели» были объявлены вне закона.

На такие меры чиновники вынуждены были пойти в связи с высокой аварийностью этих микроавтобусов. По данным ГИБДД, в прошлом году в Башкортостане зафиксировано только с участием маршрутных автобусов 146 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 10 и пострадали 207 человек. Причем подавляющее большинство нарушений совершено частными перевозчиками.

В УГИБДД МВД по РБ не скрывают, что во время специальных операций «Автобус» милиционеры ежемесячно снимали государственные номера у 2,5 тысячи пассажирских транспортных средств. Чаще всего – из-за вопиющего технического состояния. Как пояснил главный госавтоинспектор РБ Динар Гильмутдинов, людей возили на металлоломе, на утильсырье. Частникам номер не нужен, все равно они выкидывать собирались автобус, просто выжимали из него последние соки.

В то же время анализ ситуации в рассматриваемой сфере деятельности показывает рост числа владельцев маршрутных и легкового такси, выполняющих перевозки пассажиров на автомобилях, не соответствующих техническим требованиям безопасности, без оформления необходимых разрешительных документов, отсутствия водительского стажа, что приводит к некачественному и небезопасному оказанию услуг по перевозке пассажиров. Об этом и шел разговор на парламентских слушаниях, сообщает пресс-служба Госсобрания – Курултая РБ.

То есть депутаты пытались понять, почему такой своевременный и необходимый закон до сих пор не работает. По мнению депутатов, корень зла – в несовершенстве федерального закона. По российским нормам зарабатывать на автобусе может любой, у кого есть права категории D и лицензия на пассажирские перевозки. По местным – надо пройти еще и сквозь чиновничий тендер, нанять врача и механика для ежедневных осмотров, обустроить техническую базу.

Именно нестыковка между башкирским и федеральным законодательством позволяет уйти от этих дополнительных обязательств и работать свободно. Таких перевозчиков депутаты называют нелегалами. И предлагают жестоко штрафовать: водителей на 2-3, предпринимателя – до 50 тысяч рублей.

Их полностью поддерживает и заведующий сектором по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Государственного Собрания – Курултая РБ Игорь Тимофеев. Он считает, что увеличение штрафов может серьезно повлиять на ситуацию на рынке транспортных услуг: «Задумайтесь, сейчас штраф по сути составляет символическую сумму – 100 рублей. А теперь представьте, что он будет уже тысяча рублей – есть разница? Человек уже задумается, а стоит ли нарушать».

Понятное дело, что у частных перевозчиков другая точка зрения. «Все эти законы, законопроекты, я считаю, – очередная попытка придушить малый и средний бизнес, – сообщил нам заместитель генерального директора предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, пожелавший остаться неизвестным. – В США все на «Фордах» да на «мерседесах» ездят, и что? Статистика по ДТП намного лучше? Всем не терпится навести порядок на дорогах и разобраться с маршрутками – это новая госкампания. Я так скажу, пассажиров в час пик ездить стоя в «газелях» никто не заставляет. Не нравится – пусть ездят на обычных такси. Но у нас цена – главный аргумент. Так что, если шансон в салоне играет и водитель не в парадном, так сказать, наряде, или автобус «в возрасте» – это не так уж и страшно. Мелкие нарушения после очередной проверки устраним – и дальше будем пассажирам услуги оказывать».

Однако большинство уфимцев, пользующихся общественным транспортом, с опаской ждут того дня, когда «газели» не выйдут на улицы и морально готовятся к тому, что придется штурмом брать автобусы, бороться за стоячее место у самой двери и тратить на дорогу больше времени, чем, скажем, в той же «газели». Более вместительные Ford Transit и Mercedes Sprinter, пересесть на которые «газелистов» призывает уфимская мэрия, вряд ли станут спасением: в часы пик они так же забиваются битком.

«И потом в этих самых «мерсах» просто неудобно, – признается студент УГАТУ Марат Ситдиков. – Я не помещаюсь на эти сиденья. Ноги не то что в переднее кресло упираются, а вообще не помещаются».

И в тоже время манерой вождения «газелистов» многие не довольны: «Недавно ехал на маршрутке, так водила одновременно болтал по телефону, виноград ел, вел машину и отсчитывал сдачу», – рассказывает студентка БГУ Юлия Батталова.

Вне всякого сомнения, пассажирский транспорт является важнейшим элементом в системе жизнеобеспечения Башкортостана, подпадая под особый правовой режим. И здесь нельзя обойтись без разумного сочетания механизмов свободного рынка с механизмами административного регулирования. Пытаясь осмыслить все вышеизложенное, приходишь в итоге к одному лишь выводу – «беспечный ездок» за рулем дребезжащего микроавтобуса должен как можно скорее превратиться в персонаж мифический, наподобие новых русских из фольклора 90-х. Это, учитывая нынешнюю дорожную ситуацию, в буквальном смысле вопрос жизни и смерти.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем