Авто Мой дом Шпионские страсти вокруг TagAZ, или Как украсть $245 000 000

Шпионские страсти вокруг TagAZ, или Как украсть $245 000 000

Громкий скандал разгорается вокруг таганрогского завода TagAZ – двух сотрудников отделения TagAZ Korea обвиняют в промышленном шпионаже. Суть такая: бывшие топ-менеджеры подразделения GM DAT, переходящие на работу в TagAZ Korea...

" width=

Громкий скандал разгорается вокруг таганрогского завода TagAZ – двух сотрудников отделения TagAZ Korea обвиняют в промышленном шпионаже.

Суть такая: бывшие топ-менеджеры подразделения GM DAT, переходящие на работу в TagAZ Korea, перед увольнением якобы прихватили с собой 6000 секретных файлов, содержащих подробную информацию о конструкции и технологии производства Chevrolet Lacetti (седан). Эти сведения TagAZ использовал при создании С-100 – первой модели, которая позиционировалась как собственная разработка TagAZ.

История запахла особенно дурно, когда один из директоров TagAZ Korea повесился в подвале офисного здания, после того как полиция допросила его лишь в качестве свидетеля. «Он совершил самоубийство после того, как следователи допросили его, но он не был подозреваемым», – объяснил ситуацию пресс-секретарь TagAZ Korea Чанг Чэн-Кьюн. Рядом с телом была найдена записка о невиновности.

TagAZ C-100 был разработан в беспрецедентно короткие, по меркам российского автопрома, сроки – работы начались в 2005 году, серийный образец появился уже в 2009. TagAZ потратил на проект $250 миллионов, и для разработки абсолютно нового автомобиля этого явно недостаточно. Родство с корейскими автомобилями, в том числе Lacetti, видно невооруженным глазом, поэтому многие предполагали наличие у машины корейских корней. Это и неудивительно, ведь сотня инженеров, разрабатывавших С-100, были корейцами и бывшими сотрудниками других инженерных центров, в том числе GM DAT. Считалось, что часть технологий была приобретена легально, а некоторое сходство получилось случайно – дескать, инженеры просто использовали Lacetti для вдохновения.

Сколько стоит украденная платформа? По оценкам GM DAT – 300 миллиардов вон или $245 миллионов. Если кража технологии

подтвердится, General Motors обещает обратиться в суд и взыскать с TagAZ ущерб. На российском предприятии свою вину полностью отрицают.

Вообще промышленный шпионаж – популярный способ наживы, хотя это не афишируется. Попробуйте выкрасть с завода товар или оборудование на сотни миллионов долларов. Столь сложная логистическая задача по силам разве что высшему руководству предприятий (хотя в России ее неплохо освоили). Другое дело украсть информацию – сегодня она стоит не меньше, «пакуется» предельно компактно, а способов передачи предостаточно – флэшки, диски, сети. Иногда все решается на программном уровне с помощью «троянов». Одним словом, кто ищет – тот найдет. В Корее ситуация усугубляется относительно низким уровнем зарплат и отсутствием строгой корпоративной этики, характерной, к примеру, для японцев. Промышленный шпионаж наносит серьезный ущерб корейскими производителям кораблей, стали, полупроводников, компьютеров и кораблестроителям.

Россия тоже не отстает и наряду с Китаем входит в список адептов промышленного шпионажа. Собственно, нашей стране помогает богатый опыт разведывательных операций, китайцы же быстро учатся под натиском своей галопирующей экономики. Эксперт внутренней разведки немецкой земли Баден-Вюртемберг Валтер Опферманн сказал, что в Германии работает несколько сотен тысяч промышленных шпионов из России и завербованных ими людей, а поголовье китайских разведчиков измеряется миллионами. Причем техника шпионажа достигла невероятной изощренности – жучки в телефонах, электронные гаджеты, вирусы – в Китае, к примеру, на это работают целые подпольные «институты». По данным господина Опферманна, ежегодный ущерб экономики Германии от промышленного шпионажа составляет 50 миллиардов евро, плюс переток информации лишает немцев 30 000 рабочих мест. Неудивительно, что некоторые китайские разработки так похожи на «настоящие» машины.

" width=

Если вы думаете, что промышленный шпионаж – удел развивающихся стран, то можно вспомнить грандиозный скандал в «Формуле 1», обернувшийся для McLaren штрафом в $100 миллионов и потерей репутации. Тогда обиженный на Ferrari механик Найджел Степни передал главному конструктору McLaren Майку Куглану секретную информацию о болиде Ferrari. Пикантности добавил тот факт, что Куглан почему-то поручил скопировать документы своей супруге, которая с деревенским простодушием отправилась в ближайший копи-центр. Оператор копировальной машины обратил внимание на крайнюю необычность бумаг и сообщил в полицию... Куглан вошел в историю как самый бесхитростный шпион десятилетия.

Промышленный шпионаж был, есть и будет, ибо наряду с лотереей и ограблением банка это один из самых очевидных способов добыть свой первый долларовый миллион. Системы хранения и защиты информации даже у крупных компаний зачастую имеют бреши, да и уровень допуска многих сотрудников позволяет многое, поэтому соблазн обеспечить себя до конца жизни неимоверный.

К тому же ответственность за подобные деяния во многих странах отнюдь не драконовская. К примеру, статья 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну) предусматривает за шпионаж, повлекший причинение крупного ущерба или совершенный из корыстных побуждений, штраф в размере до 200 тысяч рублей, максимальный срок заключения – 5 лет. В этом смысле ограбление банка и сложнее, и рискованней (не проверяли).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем