Авто Мой дом Россияне претендуют на Porsche

Россияне претендуют на Porsche

Российский государственный инвестфонд является одним из претендентов на долю в Porsche, сообщает агентство Reuters. Даже на фоне близящейся сделки между Сбербанком и Opel AG эта новость звучит сенсационно, ибо Porsche – одна из самых дорогих и узнаваемых

" width=

Российский государственный инвестфонд является одним из претендентов на долю в Porsche, сообщает агентство Reuters. Даже на фоне близящейся сделки между Сбербанком и Opel AG эта новость звучит сенсационно, ибо Porsche – одна из самых дорогих и узнаваемых марок в мире. Помимо россиян, в списке есть инвесторы из Катара и Китая. Как Porsche докатилась до такой жизни? История полна драматизма.

Последние годы складывались для Porsche более чем удачно, и компания сумела стать самым прибыльным автомобильным производителем в мире. Так было не всегда – на стыке 80-х и 90-х Porsche оказалась на грани краха, но пришедший в 1992 году Винделин Видекинг сумел переломить тенденцию и превратить Porsche в пример для всеобщего подражания (в финансовом аспекте).

Дела шли настолько хорошо, что Porsche начала скупку акций Volkswagen с целью получить полный контроль над крупнейшим автопроизводителем Европы, которому принадлежит еще семь марок, включая Bugatti, Lamborghini, Bentley и Audi. Это был крайне амбициозный шаг, ибо Porsche планировала поглотить компанию, которая превосходит ее в 15 раз.

Такому решению рады были далеко не все – опасались перемен профсоюзы Volkswagen, против была и земля Нижняя Саксония, владеющая 20% акций компании. Разумеется, препятствовало сделке и руководство Volkswagen.

Несмотря на все препоны, последние два года Porsche скупала акции Volkswagen по хитрой схеме, которую разработал сам Видекинг, чтобы обойти ряд формальных трудностей. К началу 2009 года Porsche получила 51% акций гиганта. Однако, согласно «фольксвагеновскому закону», земля Нижняя Саксония могла наложить вето на любое решение крупнейшего акционера.

Для полного контроля над VW требовалось завладеть 75 процентами, однако Porsche столкнулась с колоссальной нехваткой средств, и миссия вдруг стала невыполнимой. Если поначалу банки кредитовали компанию более чем охотно, то после начала финансового кризиса денежный поток иссяк, а обязательства по старым кредитам легли на компанию тяжелым бременем. В итоге долг Porsche превысил девять миллиардов евро, и компания из положения хищника внезапно оказалась в шкуре жертвы. Дошло до того, что в марте Volkswagen одолжил производителю спорткаров 700 миллионов евро, чтобы спасти от немедленного банкротства.

Ситуация настолько обострилась, что руководство Porsche было вынуждено отказаться от покупки Volkswagen. Сейчас взят курс на слияние компаний, и для Видекинга – это колоссальный удар по деловой репутации. Его план подразумевал полный контроль над Volkswagen и превращение Porsche в настоящего финансового и технологического монстра, а теперь в лучшем случае речь идет об альянсе. Но есть и другой вариант – Volkswagen вполне может купить компанию, которая еще полгода назад хотела «оседлать» его. Такая вот история о несостоявшихся амбициях.

Чтобы не стать еще одним экспонатом в коллекции фольксвагеновских брендов, Porsche нужны деньги – много денег. И дело не только в престиже: если Volkswagen все-таки купит Porsche, последней придется срочно возвращать занятые у банков 10,75 миллиарда евро на покупку Volkswagen, поскольку кредиты были целевыми. Поэтому сам Видекинг отверг этот план, как нежизнеспособный.

Новых займов получить не удалось, и теперь Porsche готова пойти на увеличение капитала и эмиссию дополнительных акций. Основным претендентом на солидную долю (25%) сейчас является инвестфонд из Катара, однако на горизонте появились и другие покупатели, в частности, российский инвестиционный фонд. Сумма сделки – 2,5 миллиарда евро.

«В связи с финансовым кризисом с проблемами столкнулись все автопроизводители в мире, – считает младший аналитик отдела анализа рынка акций «КИТ Финанс» Артем Лаврищев. – Наиболее сложная ситуация в тех странах, где нет поддержки государства. К примеру, в Германии государство выплачивает компенсацию за утилизацию старого автомобиля и покупку нового экологичного авто (с низким выбросом вредных веществ).

В Индии – государство компенсирует процентную ставку по автокредитам, чтобы она не превышала 10%... и т.д. Финансовое положение Porsche не такое критичное как, например, у General Motors. Для понимания: долг Porsche составляет $11,8 млрд, чистый долг/EBITDA'10 = 5; долг GM – $35 млрд, чистый долг/EBITDA'10 = 8. Кроме того, инвестиции в Porsche – это, прежде всего, долгосрочные инвестиции, но еще и имиджевый ход – марка известна всему миру своими спортивными автомобилями. Не считаю, что участие российского капитала негативно отразится на имидже Porsche. Имидж, например, футбольных клубов Chelsea и Arsenal не пострадал от прихода российских инвесторов».

Информация пока предварительная, и дойдет ли дело до серьезных переговоров – вопрос. Однако сделка Сбербанка и Opel в свое время тоже выглядела пиар-ходом для поднятия стоимости актива, а сейчас россияне – первые в списке претендентов. Если так пойдет дальше, российские и китайские автомобили действительно станут лучшими в мире – других просто не будет.

Напомним также, что Volkswagen и Porsche связывает давнее родство, причем, в самом прямом смысле. Volkswagen и его первый продукт – «Жук» – были созданы доктором Фердинандом Порше. Не без его помощи появился на карте и город Вольфсбург – родина Volkswagen. Порше-старший учредил и саму фирму Porsche, так что является отцом обоих компаний. По ходу истории Volkswagen и Porsche нередко обменивались технологиями и платформами, и относительно свежий пример – Cayenne и Touareg. Да и собственник обеих компаний – родственники. Так, глава совета директоров Volkswagen Фердинанд Пих приходится внуком Фердинанду Порше (старшему). А нынешний руководитель Porsche, Винделин Видекинг – это двоюродный брат Пиха.

Однако родственные узы, скорее, осложняют дело и привносят в конфликт мелодраматические нотки.

«Долгов у Porsche не больше чем у других автопроизводителей, а банкротство компании было маловероятно и тогда и сейчас, и уж тем более оно не было «периодическим», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Главное, что есть у Porsche – это стабильный модельный ряд, репутация одной из лучших марок мирового автопрома и постоянные солидные покупатели, которые поддерживают компанию, приобретая её машины. Кризис существует, и в автопроме он один из самых больших по масштабам. Вкладывать деньги только в самые выгодные проекты, это и есть нормальная практика всех инвесторов, а не только банкиров. И если в данном случае речь идёт о вложении денег в Porsche, а не в российские компании, то значит выгода от такого вложения больше, только и всего. Думаю, что качество машин в случае приобретения компании кем бы то ни было останется на высочайшем уровне».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем