Авто Мой дом Россия и Германия: чей план спасения автопрома лучше?

Россия и Германия: чей план спасения автопрома лучше?

Пока россияне пытаются разобраться, как работают льготные кредиты (и работают ли вообще), Германия успешно проводит свою антикризисную программу, направленную на стимулирование автоспроса. И результаты ее потрясающие – в феврале 2009 года...

" src=

Пока россияне пытаются разобраться, как работают льготные кредиты (и работают ли вообще), Германия успешно проводит свою антикризисную программу, направленную на стимулирование автоспроса. И результаты ее потрясающие – в феврале 2009 года в стране был зафиксирован 10-летний рекорд месячных продаж новых автомобилей, а по сравнению с февралем прошлого года сбыт вырос на 21%! И все это на фоне колоссального спада рынка в остальном мире.

Рецепт чуда таков: за каждую машину в возрасте девяти лет и старше, которую владелец согласился сдать для утилизации, он получает компенсацию в 2500 евро при покупке нового автомобиля. На первый взгляд, сумма не так и велика, однако условия программы подразумевают прием автомобилей в любом состоянии – то есть, можно «продать» государству старый рыдван, который пылился на заднем дворе уже лет пять. Цена такого «антиквариата» зачастую существенно ниже 2500 евро, более того, чтобы сдать его в утилизацию обычным способом, нужно еще и заплатить.

Прагматичные немцы поспешили избавится от автохлама и приобрести машины поновее. Какие? В основном недорогие малолитражки, причем, особенно хорошо немцы разбирают иностранные машины, в частности, Peugeot 107, Citroen C1 и Renault Twingo. В результате, импорт автомобилей в страну вырос на 48%, тогда как сбыт немецких машин – лишь на 9%. Эффективность программы особенно заметна на фоне двукратного падения экспорта автомобилей из Германии.

Опыт Германии переняли Франция, Испания и Италия, однако доплата за автораритеты поменьше – от 1500 евро. В глубоких раздумьях пребывает бюрократическая Великобритания, где автопроизводители призывают ввести аналогичную схему для стимулирования внутреннего спроса, поскольку пока результаты катастрофические: производство автомобилей в Англии упало без малого на 60%, при том, что здесь выпускают такие востребованные автомобили, как Honda Civic и Nissan Qashqai.

Интересно сравнить наши антикризисные программы с немецкими. Если в Германии на схему утилизация старых автомобилей правительство выделило 1,5 миллиарда евро, плюс еще один миллиард будет доступен уже в апреле, то в России – два миллиарда рублей (44 миллиона евро), то есть в 56 раз меньше. При этом схема льготных кредитов реализуется через банки, так что прямая выгода населения окажется меньше – любое промежуточное звено в цепи (тем более, банк) так или иначе оттягивает часть финансов на себя. К примеру, банки вполне могут немного поднять процентную ставку по кредиту на машины стоимостью до 350 тысяч рублей, нивелируя эффект от субсидий.

«Действительно, программа вступила в силу 24 марта, но реально не запущена из-за некоторых нерешенных технических вопросов, – объясняет представитель пресс-службы «ВТБ24» Вадим Маркарян. – Сейчас мы занимаемся подготовкой внутренней документации, это процедура необходима для того, чтобы во всех филиалах была одинаковая отчетность и технически все процедуры вопросов не вызывали. Отделений по всей стране очень много, настройка техники и определение порядка всех процедур требует времени. Закончить должны к началу апреля. Если сначала было непонятно, каким образом будет обеспечиваться ликвидность, то сейчас механизм отработан. Сначала банк кредитует покупателей, а затем после предоставления отчета государство компенсирует часть выданных средств, что называется по факту. Ну а порядок выдачи кредитов – обычный, как и у всех. То есть особых сложностей возникнуть не должно».

Уместно вспомнить, что еще 12 миллиардов рублей правительство выделило государственным организациям на обновление автопарков. Возникает вопрос, не лучше ли было добавить эти 12 миллиардов к тем двум, и использовать полученную сумму на прямые субсидии при покупке машины? Например, сделать 30% скидку на продукцию АвтоВАЗа, чтобы позволить заводу сбыть остатки прошлогодних машин. Тогда автомобили вроде Lada Priora стоили бы в районе 200 тысяч, «классика» – примерно 100 тысяч. Субсидий хватило бы на 175-200 тысяч машин, а это примерно треть годового плана АвтоВАЗа. При этом в российский автопром влилось бы дополнительные 40 миллиардов рублей, которых как раз и не хватает АвтоВАЗу для начала бесперебойной работы.

Однако государство предпочло слить большую часть денег государственным организациям, а как они будут расходоваться, догадаться несложно. АвтоВАЗ же в очередной раз поднимает цены, убивая и без того невысокий спрос.

«Дело в том, что АвтоВАЗ нам отгружает автомобили по фиксированным заводским ценам, – говорит заместитель директора «КАНАВТОВАЗ» Сергей Чернов. – И непонятно, каким образом государство нам поможет. Тут хоть 8%, хоть 30% пойдет на компенсацию, погоды это не сделает. Тут ведь надо еще смотреть на особенности рынка.

Всю эту помощь надо было пустить на политические аспекты. Например на последнем совещании дилеров АвтоВАЗА я поднял вопрос такой: почему с экранов телевизоров, со страниц СМИ нам показывают только иномарки. Причем конкретно по маркам. А где наши? Межу прочим, когда по телевизору идет реклама нашей марки, то продажи в салонах сразу увеличиваются минимум на 5-10%. Так вот, пока государство не начнет тратить деньги разумно, ничего не получится. Пока не возрастет качество продукции нашего отечественного автопрома, ни о какой конкуренции речи быть не может. Сначала машины надо в товар превратить, а не стимулировать продажи устаревших моделей. Мы, дилеры, уже не можем этого делать. Возьмем простой наглядный пример – Nissan Teana. Когда первая версия не пошла, то производители что предприняли? Стали компенсировать покупку? Нет, они сделали рестайлинг, назвали модель Teana-2 и выпустили на рынок. И машина стала продаваться. Вот так и решаются эти вопросы. И любая компенсация в этом случае – временная мера, и стало быть, просто трата денег. А деньги, потраченные на субсидии, можно было пустить в дело, в завод, а потом и в рекламу. Вот тогда и возникнет спрос и уважение к бренду «Лада».

Одним словом, хотели как лучше... Конечно, не стоит опережать события, и, возможно, схема льготных кредитов придаст рынку новый импульс. Однако пока в Германии наблюдается настоящий автобум, наши банкиры на вопросы о льготных кредитах лишь разводят руками.

Фото: Фото с сайта Img.gazeta.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем