Мой дом Отметим праздник водительских прав

Отметим праздник водительских прав

Вчера была памятная дата для всех автомобилистов мира – исполнилось 115 лет водительскому удостоверению. Нет, пьяные водители не катались по городу, не купались в фонтанах и не били прохожих...

Вчера была памятная дата для всех автомобилистов мира – исполнилось 115 лет водительскому удостоверению. Нет, пьяные водители не катались по городу, не купались в фонтанах и не били прохожих – они просто не знали про этот праздник. За водительские права мы учились в автошколах, прокатывали многие часы практики, потом выстаивали огромные очереди, чтобы доказать на экзамене, что мы достойны управлять транспортным средством повышенной опасности и носить гордое звание водителя. Так когда же появились первые права?

Еще в далеком 1893 году, 14 августа, в Париже, префект полиции Луи Лепин дал указание выписывать всем, кто умел управлять автомобилем, «справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Первые французские «права» можно было получить без каких-либо экзаменов и других проверок, кандидат в водители обязан был только доказать, что он владеет собственным автомобилем и вполне умеет им управлять. Через пять лет для французских водителей наступают не очень легкие времена – вышел декрет, согласно которому все желающие получить водительское удостоверение должны были сдавать экзамены, разрешающие управлять автомобилем. Прошедшие проверку получали Национальное удостоверение водительской пригодности.

До России, а именно до Санкт-Петербурга, водительские права докатились только к 1900 году. Приказом градоначальника С-Пб «О порядке пассажирского движения на автомобиле» были введены экзамены намного тяжелее, чем в Париже, – кандидаты должны были не только продемонстрировать умение мастерски управлять автомобилем, а еще и знать город как свои пять пальцев.

Также бланк удостоверения изменился кардинально. Права были не просто справкой, а уже полноценной карточкой со всеми данными водителя и фотографией – последнее у французов отсутствовало. Прошло девять лет – и Россия приняла предложение присоединиться к международной Конвенции о передвижении автомобилей. И права опять заменили – только уже на бланк единого образца, принятого за рубежом.

Сменилась власть в великой России, и вместе с тем изменились водительские удостоверения и правила пользования ими. Совет народных комиссаров создал свое нововведение и утвердил Свидетельство на право управления экипажем, подразделяющееся на три категории. Самая главная выдавалась тем, у кого водительский стаж превышал шесть лет, а сам владелец умел ремонтировать транспортное средство. Все документы выдавались администрациями городов и везде были разные образцы, не признаваемые другими населенными пунктами – это приносило огромные неудобства автомобилистам, которые передвигались из одного города в другой.

Органы внутренних дел взяли на себя обязанность заниматься этим делом лишь в 1936 году, тогда водительские права начали называться удостоверениями шофера и стали опять иметь единую форму. А через двадцать лет постановлением Совета Министров РСФСР Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСР было разрешено отбирать шоферские права на срок до одного года. В списке нарушений, влекущих за собой лишение, значились управление в нетрезвом состоянии и вождение автомобилем без водительского удостоверения.

Уже в 1963 году СССР решил примкнуть к Женевской конвенции об автомобильном движении, и тогда только в России наступил полный порядок в плане удостоверений личности водителей. С семидесятых годов единые права разделили еще и по пяти категориям – мотоциклы, легковые, грузовые машины, автобусы и прицепы. Почти в таком виде водительские удостоверения и дошли до наших дней, видоизменился только сам бланк и размер удостоверения.

Сейчас для российских автолюбителей наступают опять тяжелые времена – поправки в административный кодекс, введение видеофиксации нарушений, а также близится массовая замена водительских прав, которые ГИБДД десять лет назад обязало поменять удостоверения старого образца на новые.

«В этом году Госавтоинспекция ожидает резкий наплыв желающих обменять водительские удостоверения. Уже сейчас наши сотрудники ГИБДД готовы принять всех желающих. Многие спрашивают, какие документы нужны, чтобы поменять права: это собственно само водительское удостоверение, паспорт, медицинская справка. Потом водитель заплатит госпошлину и получит новые права. Процедура займет максимум час. Если выстроится огромная очередь из желающих обменять удостоверения, то в МРЭО ГИБДД мы откроем дополнительные окна для обмена. Правда, пока что ажиотажа не наблюдается, да и не будет, на мой взгляд, потому что за 10 лет многие обменяли права по утере или получили новые категории», – прокомментировал ситуацию начальник отдела пропаганды безопасности УГИБДД по Пермскому краю Артур Гайнанов.

Современные водительские права выполнены в форме пластиковой карточки и обладают размером 54 на 86 миллиметров, имеют слева фотокарточку владельца, а справа – все необходимые данные владельца заветного удостоверения, позволяющего управление опасным транспортом.

«В связи с тем, что срок действия водительских прав, полученных десять лет тому назад, истекает, то настает время их продлить. В ближайшие полтора года ожидается самый большой наплыв водителей, обязанных сделать это. ГИБДД готова встретить эту полумиллионную армию автомобилистов, ведь с начала текущего года данную процедуру прошли уже около ста тысяч автомобилистов», – сообщили в пресс-службе УГИБДД МВД по РБ.

Тяжела и разнообразна жизнь водительских прав в России. Но нам, счастливым обладателям заветного куска пластика с фото, остается только порадоваться тому, что мы гордо несем по жизни звание водителя.

Фото: Фото с сайта Expert.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем