Правительство России собиралось сделать проще процедуру оформления ДТП для выплат по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности. Но система прямого урегулирования убытков не заработает к положенному сроку. Потому что банковский Комитет Госдумы порекомендовал принять серию поправок к закону «Об ОСАГО» и, в частности, о переносе сроков введения этой системы на полгода.
Новая система расчетов по программе европейского протокола, которая дает право потерпевшему в аварии обратиться за возмещением к своему страховщику. Кроме того, участники мелких ДТП, не дожидаясь ГАИ, при условии обоюдного согласия с обстоятельствами происшествия могут покинуть место аварии. В Европе это уже работает около десяти лет.
В Уфе стандартная схема получения выплат по ОСАГО выглядит таким образом – случилось ДТП. Например, жертв и пострадавших нет. Далее следует вызов сотрудников ГАИ, которые определяют виноватых в аварии и составляют протокол. С кучей разных бумаг путь автолюбителя лежит в свою страховую компанию, а потом и в компанию виновника происшествия, которая по правилам должна провести независимую экспертизу.
И только после проведения всех необходимых процедур в страховой компании, она признает своего клиента виновным в аварии и принимает все документы о ДТП. Естественно, возмещает ущерб. Все эти процедуры только письменно выглядят коротко, их можно уместить в несколько предложений. А в жизни это может растянуться на несколько дней или недель. Закон гласит, что страховщик обязан выплатить ущерб в срок 15 дней. Но по республике, в среднем, процедура выплаты денег потерпевшему занимает три недели.
Что ожидает нас в европейском протоколе ОСАГО? За комментариями я обратился к одному из независимых аварийных комиссаров, Владиславу Минченко.
«Если нет пострадавших, то дорожно-транспортное происшествие не будет регистрироваться в ГАИ, а это значит, что водителям не нужно будет выстаивать в огромных очередях в госавтоинспекции, а последним – выезжать на место ДТП. Еще кардинально изменится система выплат. Потерпевший обязан будет обратиться за выплатой именно в свою компанию, а не в компанию виновника происшествия, как было раньше, – рассказывает Владислав Минченко. – «Своя» компания возместит ущерб потерпевшему, а ей выплатят страховщики виновника аварии.
Проще говоря, между компаниями будет присутствовать некие взаиморасчеты. Также ожидается увеличение максимальной суммы выплаты по возмещению вреда жизни и здоровью. По новым поправкам закона эта сумма не будет превышать 160 тысяч рублей на одного человека, пострадавшего в дорожном происшествии. Но при этом будет снят уровень предела страхового возмещения – 240 тысяч рублей на всех потерпевших».
Изначально страховщики собирались перейти к европейскому протоколу за 2-3 года. Но как-то быстро они пытаются совершить это сейчас – как будто куда-то торопятся. Как говорится, поспешишь – людей насмешишь. Для начала нужно построить единый центр расчета между автостраховщиками. И самое важное – для начала рынок должен стабилизироваться, а уже потом совершать различные переходы на евроуровни.
Сейчас резкий переход на абсолютно новую систему работы, без определенной подготовки и навыков может привести к таким последствиям, что сама идея европейского протокола пойдет прахом.
Ведь уже около десяти крупнейших страховых компаний готовы добровольно осуществить переход и начать выплаты по системе европейского протокола. Например, в РОСНО такой сервис существует еще с 2004 года, правда, у них за это приходится доплачивать. Вся проблема перехода заключается в министерствах, в их несогласованной работе. Министерство транспорта разработало единую методику оценки ущерба транспортных средств. Разработало, а вот согласования в других ведомствах методика не прошла.