17 августа суббота
СЕЙЧАС +24°С

Нас попросту «слили»: участники конкурса на благоустройство Уфы рассказали, как он проходил

Архитекторы соревновались за право обустроить кольцо у Центрального рынка

Поделиться

Главный архитектор Уфы Олег Байдин

Фото: Ufacity.info

В уфимской мэрии решили модернизировать кольцо Центрального рынка. Как это и полагается, объявили конкурс и выделили на призовые места бюджетные средства. Только вот по факту прошел он очень странно. Первые два места отменили, а победителем объявили бронзового призера: третье место занял разработчик, который работает в компании, близкой к главному архитектору Уфы и возглавляемому им ведомству. Причем судьей на состязании был сам главный архитектор. Чем не угодили комиссии представленные на конкурс проекты и что особенного в победителе, разбирался корреспондент портала UFA1.RU.

Кто на конкурс? Лес рук...

Положение о конкурсе появилось на сайте мэрии еще 13 мая. Заявки на участие в нем могли подать все желающие. Правда, откликнулись всего четверо конкурсантов. Это и неудивительно, ведь на разработку проекта городская администрация отводила всего месяц. А что такое месяц для архитектора — капля в море. Да и те, кто успел создать проект, просто остались не у дел: в итоге «победителем» стал человек, который работает в компании, близкой к главному архитектору Уфы — Олегу Байдину и возглавляемому им ведомству. Он же и оценивал все проекты, которые заявили на конкурс.

А теперь самое интересное

Редакция UFA1.RU обратилась за комментарием к архитектору Айгуль (имя изменено. — Прим. ред.), которая участвовала в этом конкурсе. Она рассказала, что во время подведения итогов присутствовал только один человек — главный архитектор Уфы. Он обращался к победившим участникам по именам, хотя они должны были быть зашифрованы. То есть судья уже заведомо знал, кому принадлежит зашифрованная работа.

Проект — бронзовый призер

Проект — бронзовый призер

«Не соответствовали требуемым критериям»

На конкурс архитекторы должны были представить готовые решения новой территории, ограниченной улицами Цюрупы, 50 лет Октября и Революционной. Организаторами конкурса и заказчиками выступила городская мэрия.

Согласно документам, которые попали в распоряжение редакции, планировалось три призовых места. Великолепную тройку должны были даже наградить денежными премиями: за первое место полагалось — 500 тысяч рублей, за второе — 300 тысяч и за третье — 100.

Внушал трепет и состав жюри: в него должен был входить сити-менеджер Ульфат Мустафин, главный архитектор города Олег Байдин и ключевые фигуры всей городской администрации — от начальника управления по строительству и ремонту дорог до советника главы. Выбирать проекты, согласно положению конкурса, должны были представители Минкульта, госкомитета по транспорту. Но тем не менее выражал свое мнение за всех только Олег Байдин. И об этом редакции UFA1.RU рассказала архитектор Айгуль. По словам девушки, главный и единственный судья объявил, что ни один из представленных проектов не достоин права быть реализованным.

Объяснение такому решению дали неожиданное, его можно найти на сайте администрации:

— По общему мнению членов конкурсной комиссии, для всех представленных работ характерен один общий недостаток — несоответствие в полной мере требуемым критериям конкурса. В связи с этим было принято решение — не присуждать первое и вторые места по его итогам. Третье место и диплом III степени в конкурсе занял проект Регины Халиуллиной и Камиля Янбарисова, — говорится на сайте мэрии.

Остальных участников наградили благодарственными письмами и поощрительными денежными призами.

Проект, не занявший никакое место

Проект, не занявший никакое место

Критерии без ясности

Логично подумать, что критерии отбора победителей конкурса были слишком уж суровые. Приводим их ниже — они указаны там же, на сайте мэрии.

1. Ясность подачи идеи, современность, рациональность и качество объемно-пространственного и архитектурно-планировочного решений проектируемого объекта общегородского значения.

2. Оригинальность и выразительность архитектурной композиции.

3. Соответствие высокой градостроительной значимости территории, степень проработки вопросов транспортного обслуживания и инженерного обеспечения.

4. Экономическая эффективность, функциональность и реализуемость проектных предложений в сегодняшних условиях.

5. Новизна подхода и раскрытие потенциала территории.

6. Реалистичность предложенных архитектурных, конструктивных и инженерных решений.

7. Создание комфортной эстетической среды и качественного современного пространства.

8. Создание индивидуального облика общественно-пространственной зоны в увязке с существующими архитектурными объектами;

9. Использование композиционных и планировочных приемов ландшафтной организации пространства в рамках единого архитектурного решения.

10. Учет взаимного расположения пешеходных и транспортных коммуникаций с учетом безопасности и удобства движения, доступности зон и объектов различного назначения для маломобильных групп населения и инвалидов.

11. Степень художественной и композиционной выразительности решения, а также соответствие представленных концепций требованиям.

Цели и задачи, поставленные перед конкурсантами, выглядят достаточно размыто. На примере проекта участника конкурса Айгуль мы решили выяснить, так ли плоха была ее идея. 

И этот проект не занял никакого места

И этот проект не занял никакого места

Убрать весь транспорт и сделать зону полностью пешеходной

По словам Айгуль, ее объект несет исторический посыл.

— Мало кто знает, что в 14–16 веках под руководством Масим-хана объединились 12 племен, 7 из них — основные. Каждое племя имеет свою символику, я отразила ее и узорами на стелах, на газонах и на других элементах, — рассказывает Айгуль.

В центре автомобильного кольца мог бы (если бы этот проект взялись реализовывать) располагаться музей истории Башкирии. По проекту Айгуль, он частично уходит под землю. Вся остальная площадь превращается в мини-парк с наземными разноцветными фонтанами. Еще несколько деталей — в проекте много ресторанов самой разнообразной формы, собственный водоем и смотровые зоны.

— Люди могли бы прогуливаться по парку в буквальном смысле по травке, более того, у них была бы возможность изучить историю Башкирии, потому что мы бы установили семь стел с историей семи племен республики, — говорит Айгуль.

Убирать трамвай никто не собирался — он так бы и курсировал по улице Революционной, но от жилых домов его оградила бы живая зеленая стена. По периметру архитектор хотела установить рекламные зоны и зоны со световыми эффектами. Фасадную часть предполагалось выполнить в форме национальных мотивов, но в современном исполнении.

— Мы решили задачи конкурса: и фасадной части, и задачу насыщения пространства — запланировали и подземный паркинг, и торговые ряды по всему маршруту начиная от паркинга. В зимнее время суток можно не переодеваться, а в чем приехали пройтись по магазинчикам и лавочкам, — рассказывает Айгуль. — Таким образом, у нас бы появилась единственная в городе площадь, оборудованная по современным требованиям, потому что площадь на Горсовете не соответствует той, которая должна быть в городе-миллионнике. Здесь можно было бы не только проводить салюты и праздники, там было бы достаточно места для прогулок, выделены и тихие зоны.

План Айгуль мог бы стать возможным при условии, что весь транспорт уйдет в тоннель. Остановки общественного транспорта перенесли бы чуть дальше, чем они располагаются сейчас, и на месте известного кольца образовались бы два тоннеля. Айгуль продумала и транспортную схему: с любой улицы через подземный переезд автомобилисты смогли бы попасть на любую необходимую им улицу.

— Это освободило бы три квартала Центрального рынка, там, где улица Пархоменко и Революционная. Исчезнут пробки, люди смогут ехать напрямую и не стоять на светофорах, — подводит итог архитектор.

Самое интересное, что транспортное решение Айгуль раскритиковали на конкурсе. Якобы оно слишком сложное в исполнении. Хотя сама архитектор так не считает:

— Есть технология строительства тоннелей, ее можно почитать, разработать и построить. Да, у нас мало опыта, но это вполне осуществимо. Более того, изменение движения на земле требует большей отделки, а для тоннеля достаточно только коммуникаций — бетон, и все, — говорит Айгуль.

При этом проект-«победитель» оставил как наземный транспорт, так презентовал и строительство тоннеля. По словам Айгуль, он очень похож на ее разработку.

— И там, и у меня было подземное строительство. Только в моем проекте транспорт можно было увести на все улицы. А у победителя только с 50 лет Октября на Цюрупы, — рассказывает архитектор, — мой объект назвали дорогостоящим, хотя никто его даже не рассчитывал. Нас попросту слили.

Уже на самом подведении итогов господин Байдин объявил, что объявленным требованиям ничего не соответствует. То есть условия конкурса поменяли уже на самом подведении итогов. Но все же третье место взял проект, который разработали два конструктора, один из которых входит в команду главного архитектора.

А что говорит мэрия?

Уже традиционно в пресс-службе городской администрации у корреспондента UFA1.RU попросили официальный запрос. Нам не жалко — мы его направили. Надеемся, что уже через неделю (установленные законом «О СМИ» сроки ответа на журналистские запросы) мы получим ответы на главные вопросы: почему жюри было не в полном составе, какие конкретно разработки архитекторов не устроили жюри, чем проект архитектора «Главпроекта» был лучше, чем другие? И что из себя представляет проект-победитель? И самый главный вопрос — займется ли проверкой корректности проведения этого конкурса УФАС? Пока вопросов больше, чем ответов. Но мы верим в справедливость.

А пока проект не реализовали, прочитайте материал о том, как правильно ездить на кольце Центрального рынка, чтобы не заработать штрафы и не стать виновником ДТП.

Если вы знаете подробности ситуации с банкротством Центрального рынка, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78. 

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    15 июл 2019 в 10:24

    Как всегда, как везде.

    15 июл 2019 в 09:45

    За уши притянули короче того кого надо.

    20 июл 2019 в 00:02

    Вы зачем дезинформируете? "ГлавПроект" не учавствовал в этом конкурсе. И этот архитектор уже 4 года не работает там