Многие наверняка хотели бы вместо холодной Уфы очутиться в ноябре на теплом морском побережье. И нет, речь не о каких-нибудь островах посреди океана, перелет до которых обойдется во всю зарплату, а о Каспийском море — это ближе и дешевле. Сейчас самый сезон — туристов там почти нет, а осень только-только начинается. Корреспондент UFA1.RU отправился на берега Дагестана и рассказывает о тонкостях жизни в этом регионе посреди осени.
Неспокойный Саратов
Признаться, мысль поехать в Дагестан возникла спонтанно. Как только она появилась, я сразу же открыл сервис поиска билетов. Выгодно улететь можно было только в один день. Какое-то время я думал об этом и в итоге вот так, посреди осени, спонтанно принял такое странное решение. Не менее странной выглядела ночная пересадка в Саратове.
И вот я уже вечерним рейсом вылетаю из Уфы. У нас дождь, а в Саратове просто дикий холод. Выйдя из аэропорта, я пожалел, что вообще поехал, и представлял, как мог сейчас ютиться дома, лежа на диване в теплой квартирке. Возле аэропорта ожидаемо был пронизывающий ветер, а автобус ожидался еще не скоро. С другой стороны, торопиться мне всё равно было некуда: на дворе не было и 9 вечера, а самолет через 12 часов.
Официальное такси в город стоило больше тысячи. Я планировал поехать на автобусе, но бомбила предложил за 300 рублей (изначально вообще 700). Ждать транспорта долго, холодно, поэтому согласился.
В итоге меня сбросили в центре города, я отправился гулять. Следующие часа 3 просто бродил по центру. С ходу я заметил исторические здания, построенные в конце XIX или начале XX веков. Красиво, все дела, но выглядели они — как улица Октябрьской Революции в Уфе. Дома разбитые, местами будто заброшенные, ощущение, что ты попал в постапокалипсис какой-то.
Всё это выглядело очень странно и напоминало Киров: там, как и в Саратове, большой центр, много таких же исторических зданий, но их состояние вызывает опасения и даже отторжение.
Во время прогулки случайно вышел на длинную улицу, пошел по ней, оттуда вышел на бульвар, с него снова на что-то похожее. Всё это оказалось одной улицей — имени Рахова. То есть она шла непрерывно и очень плавно перетекала из одной части в другую, переход через дорогу был прямым, а не как в Уфе. К тому же на этом бульваре пешеходная дорога разделялась с велосипедной, а самокатам тут ездить запретили.
В 1980-х в Саратове появился свой Арбат. О нём я узнал, когда случайно увидел поворот на какую-то длинную пешеходную улицу. И хотя называется это место проспектом Столыпина, по факту тут преимущественно ходят пешеходы.
Протяженность — целый километр. Увидим ли мы такое в Уфе? Нескоро, ведь соответствующий проект по Октябрьской Революции не могут осуществить уже многие годы и 100 раз уже переделывали. Мне кажется, проще уже просто отказаться, ведь помимо пешеходной дороги и вырубленных деревьев нужно и с домами что-то делать.
В Саратове их отдали под бизнес. В основном это магазины, но есть общепит и… клубы. Вот тут-то и начинается самое интересное. Я сразу заметил, что почему-то на Столыпина было много полиции. Машины силовиков дежурили то тут, то там.
Сотрудники полиции были в том числе с автоматами наперевес. Думаю, дело не в терроризме или чём-то таком, а в самих клубах и тех, кто там тусуется. Из заведения со звучным названием «Кома» выходили не совсем адекватные ребята, то и дело они собирались компаниями и как будто быковали друг на друга. Полицейским приходилось внимательно за этим наблюдать.
Да и в целом по Арбату попадались толпы выпивших молодых парней. Атмосфера была неспокойной. Какой-то опасности не ощущалось, но и комфорта тоже не было.
Вишенкой на торте стал вокзал. Поскольку ходить всю ночь довольно тяжко, я решил отдохнуть на железнодорожном вокзале, он работает круглосуточно. Вместо привычного зала ожидания увидел ангар, наполненный странными личностями. У одного мужика была грязная одежда, другой был пьян, третий лежал побитый. И таких — большая часть этого самого ангара. Зато тепло — помещение хорошо обогревалось.
Но несколько часов удалось так провести, а затем — снова гулять.
Саратовский трамвай — это чудо на колесах. Чудо — потому что непонятно, как оно еще ездит. Уфимские, если сравнивать, еще ого-го, не только снаружи, но и внутри. Да, покуда было время, я не мог не затестировать общественный транспорт, который начал работать примерно в 5 утра.
На трамвае приехал в другой район, но там оказалось непросто разобраться, куда нужно идти на обратную остановку. Там она была, но для автобуса. А останавливается ли с обратной стороны трамвай — неясно. И сколько его ждать — тоже непонятно.
В итоге немного прошелся по району и уехал обратно в центр на троллейбусе. Примечательно, что в нём была розетка, но ток она не подавала. Этому виду транспорта здесь получше, чем трамваям. Напоминает Уфу: троллейбусы есть, трамваев нет. Видимо, их сделать намного проще, чем рельсовый транспорт. Есть, кстати, маршруты до соседнего города Энгельса — в очень немногих местах есть троллейбусы до ближайших городов.
И еще хорошее о транспорте. Поскольку вылет был утром, логичен вопрос: лучше на машине доехать, автобусе или как-то еще? Оказалось, есть электричка — я выбрал ее. Ехать час, по деньгам — 95 рублей. В удобном новом поезде можно было и немного поспать.
Станция «Аэропорт Гагарин» находится прямо перед зданием аэровокзала. Пройти там буквально 250 метров. Это очень удобно, но поезда ходят нерегулярно: два в 7 утра, один в 9, следующие только вечером. Так что если вылет поздним утром или днем, до аэропорта придется ехать на такси или автобусе.
Новый год без снега
Недолгий перелет из Саратова — и вот мы снижаемся над Каспийским морем, от которого веет холодом. Пока Уфу заливали дожди, в Дагестане светило солнце, а о снеге тут даже и слышать не хотели.
На выходе из аэропорта встречает толпа бомбил, они практически не дают прохода, предлагая свои услуги. Это, конечно, классика. В отличие от Саратова, уехать на электричке не получится: станция в шести километрах, поезда тоже не то чтобы слишком часто ходят. Оставалась маршрутка, которая к тому времени уже набилась пассажирами.
И вот тут случается главный прикол Северного Кавказа: оплата наличкой. Если в Уфе водители, которые не хотят принимать карты, просят переводы, то здесь о них и речи не идет. Это не только в Дагестане так, но и в Кабардино-Балкарии: весной мне пришлось переводить водителю за проезд не на карту, а на баланс телефона. Настолько с оплатой там всё плохо.
В Дагестане точно так же. Зачастую водителям нужно переводить на счет номера, а не на карту. Качество маршруток зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, это не старые «Газельки» из нулевых, сейчас у них машины попросторнее. Но автобусы никто не заменит по качеству и вместительности.
Вот еще прикол. Как-то раз в Махачкале я сел в «Нефаз». Да, тот самый, что собирают в Нефтекамске. Они там тоже ездят, но их существенно меньше, чем маршруток. Так вот, производитель (или кто-то еще) предусмотрел терминал безналичной оплаты при входе. Но здесь он был выключен. Тут у водителя хотя бы висела бумажка с номером, на который нужно переводить.
В общем, безналичная оплата тут почему-то не везде приветствуется.
К тому же маршрутка из аэропорта — это очень долгое путешествие. И приезжает она к Восточному рынку. Это вообще не центр, но и не самый ужас: до городского пляжа всего 4,5 километра пешего хода, это где-то 45–50 минут.
Если вы едете со стороны Хасавюрта или Чечни, то там дела еще хуже: автобусы приезжают на автостанции, которые находятся на выезде из города. Их расположение вызывало вопросы (почти 10 километров до центра), но, пожив в Махачкале неделю, я понял: в самом городе постоянно пробки, вместо часа езды до Хасавюрта поездка могла занять и 2, и 3, если бы автовокзал был в центре.
Но тут есть и другая проблема. Чтобы из центра доехать до автовокзала, который в десяти километрах, нужно проехать на двух маршрутках. Это очень долго.
Поговорим об архитектуре
Она тут особенная.
Приехав в Махачкалу, я сразу почувствовал, что оказался именно на Кавказе. Совершенно типичная архитектура: похожие дома встречались в Нальчике, Сухуми, Владикавказе, что-то их выдает. Наверное, неухоженные фасады и обилие проводов.
Не все дома выглядят плохо, но, например, в Уфе или на окраинах Москвы, Питера, Саратова ты такого не увидишь.
При этом в Дагестане очень развито индивидуальное строительство. Кто-то возводит себе дом, а не покупает квартиру. Однако, по моим наблюдениям, половина или больше таких построек пустует. Они просто брошены. Вероятно, причиной тому — повсеместный рост цен.
Много домов стоят в пустых полях. Просто брошенные стройки. Найти владельца смогут, наверное, только власти, которые выделяли этот участок. А если строили без согласования — ищи-свищи. Даже в черте города можно найти такое явление.
Или вот, например, поселок Тарки в составе Махачкалы. Это древнее поселение, которое существовало под горой еще до основания города. Был я там два года назад — и он тоже оказался заполнен недостроями. То есть в ряде мест даже ограждений нет, можно зайти внутрь и прикинуть планировку несостоявшегося дома. Не думаю, что ситуация сильно поменялась за это время. Мне кажется, эти домики там годами стоят.
Устройство районов
Если посмотреть на Махачкалу, то можно заметить, что едва ли не большая часть города похожа на частный сектор. Так и есть в какой-то мере.
Город разделен, помимо крупных районов, на более мелкие микрорайоны и кварталы. Многие подписаны на картах, то есть у них есть названия, и у каждого есть свои особенности. Центр Махачкалы весьма рельефный. Проходя по некоторым улицам, ты ловишь себя на мысли, что находишься будто где-то в Азии или Африке: короткие или узкие улочки, крутые повороты, подъемы и спуски через каждые несколько сот метров.
А еще это небольшие домики. Вечерами кое-где нет света. Вообще, отсутствие освещения — это главная странность Махачкалы.
Фонари есть, но огня в них нет — не только на узких улочках центра, но и на крупных проспектах.
При этом некоторые районы центра находятся на возвышенности. Иногда между домами видны кварталы в низине.
На досуге я решил посмотреть информацию про опасные районы Махачкалы. Помнится, когда я как-то сказал местным, что поднимался на гору через поселок Тарки, они удивились, но тогда не понял почему. Оказалось, он входит в список неблагополучных районов. Жизнь там и правда своеобразная, но ничего опасного для себя не обнаружил.
В списке опасных был и 5-й поселок — микрорайон километрах в 3–4 от центра. Он по большей части состоит из частных домов, но это не «деревня в городе», тут немного всё по-другому.
Главная улица — Гагарина — ничем не примечательна. То есть обычная городская улочка, есть дорога, дома, торговые центры, общепит. Место не кажется опасным.
Тогда я пошел вглубь района, но и там ничего слишком плохого не увидел. Но чем дальше ты заходишь в район, тем больше попадается частных домов, все они разные: у какого-то небольшой заборчик под полтора метра, а у кого-то огромные ворота, как в замке. Есть дома, где паркуют дорогие внедорожники, а есть — где стоят простые «Лады». То есть как и везде.
Вряд ли владелец какой-нибудь иномарки последней модели стал бы ставить машину там, где ее могут угнать или побить. Возможно, дело просто в том, что это был день, а не ночь, может, тут вообще всё меняется.
Хотя парочка странных мест была, но если в них не заходить, то ничего плохого, вероятно, и не случится.
Тут больше рисков попасть под машину, чем быть побитым кем-то. К тому же по району проезжает полиция.
Кстати, о полиции. Это обычное явление в Махачкале: недалеко от города стоит блокпост силовиков, на главной площади дежурят вооруженные полицейские, по паркам ходят патрули. Для понимания масштабов: я находился на одной из центральных улиц, рядом полно магазинов и мест сосредоточения людей. Тут за 5–10 минут проехало несколько полицейских машин.
Но два года назад, как помню, полицейских было больше, они буквально были повсюду, из-за чего немного опасался что-либо снимать — мало ли какие вопросы у них возникнут. Но тут главное что: не снимать силовиков, тогда и проблем не будет. Все понимают, что ты, скорее всего, турист. Под надзором, может, и держат, но претензий ни у кого лично ко мне и моим съемкам не было.
Возвращаемся к районам. Рядом с 5-м поселком есть 5-й жилгородок. В эту поездку я там не был, но оказался там два года назад, когда спустился с горы. Вот жилгородок я бы назвал неблагополучным. Там дома похожи на гетто. Где-то там даже жилье под съём находил, но мне не подходила локация — от центра далеко.
Однажды вечером я гулял по Махачкале и заглянул в Городок Нефтяников. Там оказалось очень много дорогих домов, возле которых стояли не менее дорогие машины. Целые особняки стояли — огромные строения, ворота, но при этом абсолютная пустота. На улицах почти никого не было.
Также я посетил микрорайон Дачный — ну ничего такого, обычная Махачкала.
Оттуда вышел к кварталу Родник, который выглядел довольно странно. Так, во дворе одной многоэтажки спокойно себе валялся мусор. Это вообще одна из проблем Дагестана — отходы повсюду.
Версий, почему так, есть несколько: люди оставляют пакеты на улице, и их разрывают птицы и животные, либо бросают где попало. Затем сильный ветер разносит это по округе. Немало мусора перемещается именно благодаря ветру. Мне кажется, выкинув фантик на Цумадинском рынке, его потом можно встретить где-нибудь в центре, а это километров семь, а то и десять.
Ну и вообще, у Родника есть такой прикол: ты идешь-идешь вдоль домов, а потом бац — и попадаешь на огромный Цумадинский рынок. Это значит, что жилой квартал плавно перетек в место торговли.
И попутно заглянул в Научный Городок, который оказался вообще не научным. Вот огромная мусорка на выезде из района — с улицы Научной на Абдуразака Шахбанова. Судя по панорамам с карт, там всегда такая свалка. Но видно, что урны переполнены: значит, либо жители слишком часто выбрасывают мусор, либо его просто не успевают забирать.
В 2023 году был момент, когда в Дагестан приехал комментатор Дмитрий Губерниев, он заснял свалку, выложил в соцсетях, на его публикацию отреагировал глава республики — и мусор вскоре убрали. Вдруг и моя публикация поможет жителям Научного. И ладно я был посреди этого всего в холодную по меркам Дагестана погоду, а вот Губерниев побывал в +40. Душок был отменный, надо полагать.
Вах, какой ноябрь!
Ну а вообще, как там, на море, в ноябре? — спросите вы.
Прекрасно! Ну можно разве было представить, что ты бац — и на море в начале зимы? Я обычно в такие края езжу в марте, тогда сезон только-только готовится начаться. В ноябре он уже закончился, туристов почти нет, пляжи пустые. Можно спокойно приходить в любое время и наслаждаться этим морем.
У меня был ритуал: каждое утро подходил к пляжу — делал снимок, а вечером, зачастую после заката, уже прогуливался конкретно. На городском пляже береговая линия небольшая, километр или вроде того, но прогулка затягивалась надолго.
Снега не было ни разу за всю эту поездку. А вот два года назад, в марте, снег выпал, причем весьма нехило. Мне даже в магазине сказали, что у них такого «давно не было».
По ощущениям, в Махачкале осень только начиналась, однако зимняя куртка мне пригодилась. В том числе из-за сильного ветра. В один из дней порывы достигали скорости 20–30 м/с, это очень много, аж 9–10 баллов из 12 по шкале Бофорта. Ветер сносил всё шаткое — так он снёс фанеру со стройки, ею придавило женщину. По сообщениям местных СМИ, это была учительница начальных классов, которая утром шла на работу, она попала в больницу в тяжелом состоянии.
Я и сам думал, не упадет ли что-то на меня — ветка какая-нибудь или провод. Провода вообще это целая история. В тот день, когда был шторм, я читал об отключениях электричества: восстановительные работы проводились сразу же, как поступали заявки. К вечеру аварийные службы отчитались, что вернули свет на 80% территории. Но в релизе был интересный момент: «Ремонт на энергообъектах затрудняла хаотичная застройка охранных зон ЛЭП частными домами».
То есть дома строили, грубо говоря, где хотели и как хотели. Особенно в центре города. Так что шторм в Дагестане — ситуация привычная, но не слишком приятная.
Неожиданный поворот
Когда планировал путешествие, то смотрел по карте, что там вообще рядом с Махачкалой. Помимо ближайших городов вроде Дагестанских Огней или Дербента, я увидел Чечню.
Посмотрев время в пути, прикинул, что можно сгонять в Грозный. Так, в один из дней я добрался до автостанции: по сути, это просто огороженная стоянка маршруток, никаких объявлений, никаких электронных табло. Нужный маршрут можно найти по табличке на самой машине. Так нашел маршрутку до столицы Чечни — народ немного набрался, и за 500 рублей мы умчались в другую республику.
Тут признаюсь, что очень долго откладывал поездку в Чечню из-за множества противоречий. Как известно, конфликты между нациями случаются. И поэтому не было понимания, насколько там вообще безопасно находиться. Прочитав несколько лет назад отзывы, к единому выводу я прийти не смог. Одни говорили, что всё нормально, другие указывали на какие-то проблемы.
Что ж, оставалось только проверить всё самому. Но на автостанции в Грозном на меня никто не накинулся. Да и в последующей прогулке по городу не встретил какого-то непонимания или лишних вопросов относительно того, кто я и зачем сюда приехал. Кто-то понимает, что ты турист, кто-то даже внимания не обращает — занят своими делами, еще на прохожих смотреть.
Грозный, конечно, уникальный город. Ничего подобного вы в России не увидите. Может быть, в Москве, но это не точно. Сложно даже сказать: ты вроде приезжаешь в город с многолетней историей, но выглядит он очень свежо.
Многие старые дома, по всей видимости, были восстановлены после войны, а не снесены и отстроены заново. Хотя выглядят, как будто их возвели недавно.
Поблизости также стоят и знаменитые высотки «Грозный Сити». Там есть смотровая площадка, о которой я в момент прогулки просто забыл. Неподалеку расположена и резиденция главы Чечни, которую нельзя фотографировать. Все, кто пытался, рассказывают, что потом их попросили удалить снимки. На самой смотровой, судя по многим кадрам, висит предупреждение о запрете.
Что интересно — в Грозном полно деревьев. Вот, казалось бы, обычный проспект, а вдоль него высадили кучу деревьев.
Затем проспект из огромной дороги переходит в бульвар, который тоже усажен большими деревьями. Можем ли мы такое представить в Уфе? Уже нет.
Кроме того, в центре Грозного есть много скверов и парков, есть где погулять, но за пределами центра их количество резко сокращается. Примерно такая же история и в Махачкале.
Гулял я тут немного, всего часа три-четыре, но этого хватило, чтобы восхититься. Однако, судя по многочисленным панорамам с окраин Грозного, стоит свернуть с большой дороги — как привычный асфальт заканчивается.
Эти районы тоже хотелось бы посетить, но время близилось к вечеру, а значит, пора было возвращаться в Махачкалу. К тому же не было понятно, как именно: через специальные сервисы я нашел автобусы до Грозного, а из него уже никто не показывал. Поэтому пришел на автостанцию и стал выискивать маршрутку до Махачкалы — повезло, нашел.
Обратно водитель ехал так, как будто мы на гонках. Я не знал, что маршрутки способны так гонять. Вообще, когда собирался в поездку, то изучал опыт других туристов. Одна из блогерш писала что-то в духе: «Одной рукой водитель маршрутки держал телефон, второй жестикулировал. Руль жил своей жизнью». В моем случае такого не было — водитель вроде как-то раз кому-то позвонил, пока был в дороге, но более телефон не доставал, потому что был занят гонками.
При этом в городе в порядке нормы ситуация, когда водитель маршрутки останавливается посреди дороги, чтобы через открытую дверь поболтать с другим водителем. А сзади стоят машины и хотят проехать.
Несмотря на это, Северный Кавказ, а в частности Дагестан, всегда приятно удивляют. Такие поездки всегда вспоминаешь годами и мечтаешь однажды вернуться.