Разбитые и наполовину расселенные дома, гаражи и странные сооружения, новостройки на фоне общежитий — всё это про район в Уфе между БГАУ и проспектом Салавата Юлаева. Если быть совсем точнее, то он ограничен улицами Айская — Революционная — Дмитриева — Бессонова — Комсомольская — 8 Марта. UFA1.RU продолжает серию репортажей о жизни в микрорайонах города, чтобы попытаться найти истину в вопросе: где в Уфе жить хорошо?
Поход по выбранному району мы начали со 107-го лицея. В нём самом ничего примечательного нет — обычная школа. Но то, что происходит вокруг, заставляет задуматься. Вокруг него почти на целый гектар раскинулись пустыри, образовавшиеся на месте снесенных домов. Летом много что скрыто листьями деревьев.
Еще одна проблема данного места — дороги. Есть основания полагать, что в ближайшие годы тут будет очередная стройка, поэтому укладывать какой-то асфальт здесь нет смысла. Но после дождя тут всё размывает: образовываются своеобразные кратеры, по которым без ботинок лучше не ходить.
Здесь вообще лучше не ходить. Освещение либо слабое, либо его нет вообще. Проходя по такой темноте, можно наступить не туда и сильно запачкать обувь.
Чуть в стороне от лицея стоят старые двухэтажные дома — № 28/1 по улице 8 Марта и 21/1, 25/1 по Владивостокской. Их построили в 1948 году, в 2016-м должны были расселить, о чём свидетельствует табличка на фасаде.
Жильцы отчасти и правда выехали, но подъездами. Например, первый точно расселен, а во втором установлен вход по магнитному ключу (даже не домофону). Другие просто закрыты, но по окнам заметны признаки жизни.
Внешний вид совсем не очень. Судя по панорамам, на подъезде висела «справочная информация» от одного из застройщиков, но она до наших дней не дожила. Видимо, дом тоже собирались сносить, как и те, что были поблизости, но не удалось договориться с жильцами.
Это частая проблема любой стройки: застройщик или власти просят людей покинуть место, предлагают деньги (зачастую не то чтобы большие) или другое жилье (тоже не всегда слишком хорошее), а те сопротивляются (подробнее об этом — в специальном сюжете).
Рядом с домом 21/1 стоит забор из профнастила (он стоит там как минимум уже лет шесть), но что там — не очень понятно. Летом там всё зарастает кустами и деревьями, ничего не видно.
Мы не побоялись, прошли за этот забор и увидели остатки былой цивилизации. Будто фундаменты домов. Даже спутниковые снимки яснее картину не делают.
Самым освещенным местом оказалась площадка общежития по Владивостокской, 3/2. Правда, пройти там после плохой погоды сложно, потому что, опять-таки, асфальта нет. К тому же в день нашей прогулки перед главным входом велись какие-то работы, всё было перекрыто. Поэтому мы нашли другую дорогу — через кусты и дыру в заборе. Так выходим на улицу Революционную.
Чем примечателен дом 3/2, так это соседним строением. Рядом стоит какое-то наполовину разрушенное здание (3/1). Судя по панорамам, еще в 2014 году оно было целым. В 2017-м — разрушено меньше, чем сейчас. В 2020-м у него уже не было целого подъезда. Более того, к тому же году пропал дом № 217 по улице Революционной. Сейчас на его месте тоже заросший пустырь, отчего вся эта местность выглядит ужасно.
Вот представьте, каково оказаться здесь ночью: с одной стороны у тебя общага с единственной лампой наружного освещения, с другой — пустырь с зарослями, а с третьей — еще и разрушенный дом. То ли сам, то ли ему помогли, но доделать за собой почему-то никто не решил. Рай для маньяков.
Потенциально это всё место последующей застройки. Компании уже давно положили глаз на этот квартал, разговоры о сносе этих домов идут не первый год.
Тем более что поблизости строится ЖК «Космос», который вытянется на 34 этажа. Судя по объявлениям, там будут студии за 4-6 миллионов рублей, однушки за 6-10 миллионов, двушки за 6-16 миллионов, трешки за 10-15 миллионов рублей. На момент написания было одно предложение по квартире на четыре комнаты — 18,4 миллиона рублей. Застройщик — «ПСК-6», ее основателем является бывший депутат Горсовета Уфы Андрей Носков.
Почти в 200 метрах от «Космоса» стоит странное здание — построенный в 1961 году дом № 213/215 по улице Революционной. Да, это дом, хотя не очень похоже. Тем более что подъезды здесь устроены с двух сторон: первый находится со стороны Революционной, двое других — с обратной. На 2015 год его износ, по некоторым данным, составлял 44%, то есть почти половину.
В Сети нашлось объявление о сдаче комнаты — здесь ее предлагали всего за семь тысяч рублей в месяц. Но и учесть надо, что дом старый, находится черт пойми где, так еще и в распоряжении 10 квадратных метров. А еще нет душа. Мыть где тогда, в Белой? Или в Сутолке? Вторая поближе будет.
Перед 213/215 с лицевой стороны стояло несколько домов, которые тоже были снесены — видимо, для подготовки к будущей большой стройке. Высокой стройке, если быть точнее.
Жилье в этой части района разное. Можно найти четырехкомнатную квартиру за 10 миллионов рублей, а можно в обычном доме взять двушку за пять миллионов или студию за два. Выбор есть — и в целом даже неплохой, потому что квартиры находятся не в тех еле живых домах, которые вот-вот снесут.
Освещения нет, а если и есть, то его не хватает. Дорог тоже нет, пустырь на пустыре. Что идет плюсом к этой части района — улица Революционная, близость к трамваям и Центральному рынку. Последний, помимо своей торговой составляющей, еще крупный узел общественного транспорта. Можно уехать в Черниковку, а можно и в Нагаево.
Если перейти улицу Владивостокскую в сторону Киекбаева, то можно встретить нормальные дома: их построили в конце 2000-х и середине 2010-х. Этажей в основном около 15, но если сравнивать с тем, что строят в начале 2020-х — это просто райский уголок. Сам внешний вид дома уже говорит о какой-то благополучности.
Но и цены на жилье тут соответствующие: за однушку на 35 квадратов просят семь миллионов рублей. Не за просто так, конечно, а за обустроенное жилище и в целом приятный райончик (если не переходить Владивостокскую обратно).
Хотя те, кто строил дом, явно не думали о парковках.
Тут исторически обосновались автосервисы.
Подальше стоят дома, относящиеся к улице Киекбаева. Многие из этих домов построены компанией «Инициатива», связанной с депутатом Горсовета Уфы Рустамом Мукаевым. Его отец вместе с компаньоном попал под следствие по обвинению в мошенничестве. Дело дошло до суда весной 2024 года, но вскоре ушло оттуда — потому что обвинительное заключение было составлено с нарушением. Рассмотрение дела продолжается.
Между новостройками на Владивостокской и Киекбаева мы заметили нечто странное. Посреди пустыря находилось какое-то сооружение, похожее не то на пещеру, не то на остатки каменного моста времен царицы Тамары.
Даже при детальном рассмотрении мы так и не поняли, что это. Сейчас под этим сооружением устроен настоящий бомжатник: повсюду мусор, следы проживания человека.
Вокруг тоже не всё хорошо — мусор, матрасы, бутылки.
И вид у жителей этих домов открывается так себе. С одной стороны ты смотришь на старые дома, где люди выживают, а с другой — на заросли в месте снесенных домов.
Этот райончик с новыми домами является своеобразной буферной зоной между двумя страшными локациями. Первая — та, где мы уже были. Вторая — та, что увидите дальше.
Совершенно обычная дорога, казалось бы, проходит от Киекбаева к Заводской. Но ночами здесь освещения нет, постоянно ездят машины, от которых нужно уходить в сторону.
Рядом еще раскинулся гаражный кооператив.
По всей видимости, поблизости ранее существовал завод, от того и улица стала Заводской. Дома соответствующие — не первой свежести, построенные в 1950-е будто на скорую руку — просто чтоб были. В онлайн-картах некоторые отмечены как аварийные.
У этой улицы нелогичная нумерация домов. Например, есть дом № 15А, а рядом (почти напротив) стоит 180-й. При этом домов № 100 или № 150 попросту нет. То же самое с № 40 и № 50 — их просто не существует. А дом № 1 находится в 500 метрах от 178-го.
Впрочем, разгадка этого феномена оказалась простой. Мы открыли спутниковые снимки 1960-х годов и обнаружили на месте современного района маленькие домики, плотно стоящие друг с другом. Застройка была масштабной: вплоть до современного проспекта Салавата Юлаева. Так что, видимо, остальные дома на Заводской были уничтожены временем.
А пока бродили вокруг, то нашли потайной ход к очередному гаражному кооперативу. На одном из боксов было объявление, что ходить там небезопасно. Точнее, рекомендовали не ходить «в целях безопасности».
Но люди, конечно, по-прежнему ходят.
Мы проходим вглубь района и подходим к школе № 23, которую в 2019 году закрыли на ремонт, но в итоге полностью снесли и стали строить новую. В проекте новая выглядит большой, однако написано, что она вместит всего 200 учеников. Это буквально начальная школа, да и то не вся, учитывая, что в уфимских школах бывает и по три, и по четыре класса на одну параллель. Окончание работ — ноябрь 2025 года.
Завершаем прогулку по этому району новостройками. Два жилых комплекса — «Арт Плаза» и «Смарт Плаза» построены одним и тем же застройщиком — «Третий трест», который занимает третье место по площадям проектируемых объектов в регионе.
В каждом из этих домов больше 20 этажей, сотни квартир.
Цены такие же высокие, как сами дома: двушки на 40-45 квадратов стоят больше семи миллионов рублей. Есть и однушка на те же 40 квадратов за шесть миллионов. Цены можно объяснить тем, что дом новый, район весьма доступный (ведь рядом улица Комсомольская и проспект Октября). Ну и наполнением жилища.
В «Смарт Плаза» цены примерно те же: за обустроенную двушку просят семь миллионов, за пустую — шесть. Есть и за восемь.
На углу Комсомольской и Бессонова возводят ЖК «Сапфир». В нём будет два дома по 25 этажей. Стройку планируют закончить к концу следующего года, а выдать ключи еще через год. Застройщик — ГК «Жилой квартал», которая прежде застраивала сёла под Уфой многоквартирными домами. Цены на квартиры в нём еще выше: за однушку на 54 квадрата просят 9,2 миллиона рублей. Двушка на 60 квадратов обойдется в 10 миллионов.
Еще нельзя обойти стороной дом на бульваре Хадии Давлетшиной. Для Уфы — уникальное строение. Если встать под определенным углом, то дом покажется плоским. Но не то чтобы наши строители придумали что-то новое — похожие иллюзии есть в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге.
В качестве итога можно сказать, что район, может, и пригоден для проживания, но явно не на Заводской и не в том месте, где пока активно идет застройка — Владивостокская с 8 Марта.