Двухэтажный жилой дом, который был построен в Уфе еще в 1947 году, попадает под изъятие. Об этом сообщило управление земельных и имущественных отношений городской администрации. Восемь семей, которые проживали в доме по договорам социального найма, уже переехали в Черниковку, а собственники остальных квартир вынуждены ждать решение властей.
UFA1.RU посмотрел, в каких условиях они живут, и выяснил, почему процесс переезда затянулся на долгие годы.
16-квартирный барак по адресу улица Зенцова, 81а/16 расположился в самом центре города. Прямо под их окнами один за другим возводятся новостройки, рядом с которыми на солнце блестят дорогие и красивые иномарки.
Расстояние от барака до стройплощадки совсем небольшое. На фоне высоток невзрачный барак теряется из виду. В аварийном доме всего два подъезда, сейчас там проживают восемь собственников.
Со слов 66-летней жительницы, специалисты уже оценили квартиры владельцев, но с этими суммами власти не согласились. По мнению чиновников, цены чересчур завышены.
— На нас администрация Уфы подала в суд на принудительное выселение. А администрация Ленинского района нам предлагает переселиться на временное жилище на Проспекте. Они считают, что нам дорого оценили жилье и, со слов юристов, застройщик будет подавать в Верховный суд на кассацию. Вот уже больше месяца прошло после суда и извещений пока не было. Они тянут время, не знаю, что они хотят. Наш один квадратный метр они оценили не на 100 тысяч, а 99 с копейками, — рассказывает жительница одной из квартир.
Пенсионерка отметила, что многие через адвокатов и платных оценщиков сумели отстоять «реальную» сумму за жилплощадь. Сама она считает, что на жильцов барака администрация Ленинского района, похоже, давно забила: дворники к ним не приходят, зимой тропинку к дороге прокладывают сами.
— У многих адвокаты, они судятся. У меня адвоката нет, я пенсионерка и ветеран. 20 с лишним лет прослужила в милиции. У меня мой дед Герой Советского Союза. Разве я заслуживаю такое ущербное жилье? В сентябре будет 49 лет, как я здесь живу. А сам дом был построен в 1947 году как временное жилье, и до сих пор мы живем тут. В квартире у меня 30 градусов жары, никто не реагирует. В течение зимы ни один дворник не приходил, не чистили. Наш дом практически заброшен, но коммунальные [службы] с нас берут по полной программе, будто у нас жилье со всеми удобствами: у нас нет ни ванны, ни туалета, он общий, — пояснила она.
В доме мы встретили еще одну жительницу. Она рассказала, что судебные разбирательства для местных уже в порядке вещей.
— Я проживаю здесь с семьей, тут и маленькие дети есть, груднички даже. Сперва нас лишили собственности без нашего согласия. Мы отвоевали и вернули свою собственность. Ну а сейчас судимся. По соцнайму людей уже выселили, им дали квартиры. Вы лучше не лезьте сюда, девушка, вас затопчут, умоют и выкинут. Здесь кого только не было из репортеров. Здесь даже тиктокеры были, снимали и смеялись. Вы еще подъезд не видели, там мы в говне плаваем. Также и в квартире пахнет, я живу на первом этаже, — возмущалась женщина.
В подъезде действительно чувствуется едкий запах канализации, но ничего под ногами, как сетовала жительница, не плавало. Стены в доме покрыты трещинами, а сами квартиры в разрушенном состоянии. Здание аварийным, со слов жильцов, признали еще пять лет назад.
В 2019 году застройщик обещал жильцов переселить в новое благоустроенное жилье.
— Никакого капитального ремонта здесь не было, дому 70 с лишним лет, — пояснила местная пенсионерка. Везде оголенные старые провода, всё в трещинах, в любое время может замкнуть. Нас собирали однажды, когда мы стали писать жалобы в Следственный комитет Бастрыкину. С нас взяли копии документов владельцев каждого жилья, это когда выиграли тендер на расселение. Расселение должно было быть в 2019 году.
По ее словам, еще в апреле 2018 года все необходимые документы жильцы сдали.
— У нас висели объявления на дверях, что в 2019 году всех обязаны расселить, — говорит она. — Дочь застройщика сама писала объявления, но потом в суде она, глядя в глаза нам и судье, всё отрицала. Говорила, что ничего она не писала.
В одной из квартир несколько лет назад обрушился потолок. Хозяйка получила травмы и была госпитализирована
— Случай был накануне моего дня рождения, — рассказала она. — Была дыра в потолке. Я вызвала тогда МЧС, но они всё заделали и сказали, что опасности оно не подлежит — можно проживать. Но я после этого факта попала в госпиталь, мне нужно было тогда на них в суд подавать... Я несколько лет ходила и просила «закройте мне эту дыру», капала вода с потолка. И в коридорах у нас также, с щелей после дождя всё течет, гниет. Также может обвалиться.
По словам пенсионерки, власти Уфы неохотно реагируют на обращения жильцов дома на Зенцова. Они уже не удивляются сухим отпискам наших чиновников.
— Стены тут засыпные, здесь даже бревен нет, а все квартиры держатся на печи, которые здесь были раньше. Потом они печи кирпичами заложили, провели газ и отопление, и больше ничего. Представителей Ленинского района много сменилось за это время, сейчас [возглавляет районную администрацию] товарищ Котов [Олег], — возмущается пенсионерка.
Она говорит, что ощущение уже такое, будто о местных вспоминают только перед выборами.
— Нам [бюллетени] приносят, мы голосуем, а какой-то реальной помощи нет. Ощущение, что мы какие-то заезжие казаки, а не граждане Башкирии. Мы писали жалобу и [главе Башкирии Радию] Хабирову. Никаких решений они не принимают — просто отписка. Здесь несколько семей с маленькими детьми, есть многодетная семья. Что с нами в дальнейшем будет, неизвестно, — переживает женщина.
Как она поясняет, если у молодежи еще хватает сил на то, чтобы добиться справедливости, пенсионеры на это уже неспособны.
— Я уже разочарована, — признается хозяйка квартиры. — У меня одно желание, чтобы меня рассчитали оценщики, сумму выдали как можно быстрее, я на эти деньги купила бы жилье в другой области и отсюда быстрее бы уехала. Для меня Башкирия, хотя это родина моих родителей и деда — Героя Советского Союза, я разочарована в этом во всём...
Ее квартиру оценили в 4,6 миллиона рублей.
— Я с этим согласна, но вот они (власти) не согласны, — говорит хозяйка. — Они даже не учитывают землю. У нас же дом стоит на земле неприватизированной. А земля тут дорогая. Даже этого не учитывают. Застройщик сказал, что нормальные люди в таких условиях не живут. По его понятиям, здесь живут отбросы общества. А я что, прослужив 22 года в Министерстве внутренних дел, заслужила такого жилья? Мне 6 марта вручили знак почета — 300 лет со дня образования полиции. Разве я заслуживаю в таком доме жить?
Как сообщили UFA1.RU в пресс-службе Ленинской администрации, работы на Зенцова ведутся в соответствии с утвержденной еще в 2019 году программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Расселением занимается уфимское МБУ «Служба сноса и расселения».
— Часть собственников жилых помещений уже получили выкупную стоимость за изъятые жилые помещения на основании судебных решений. Часть собственников жилых помещений оспаривают размер выкупной стоимости в судебном порядке, — сообщили UFA1.RU чиновники.
Они добавили, что непосредственно застройку квартала ведет «БСК Реал-Эстейт», учредителем которого является бывший депутат Уфимского горсовета и генеральный директор ООО «БашАнтэк» Александр Баутский. Именно о нем UFA1.RU говорили сами жители дома на Зенцова.
Отметим, что Баутский имеет звание Заслуженного работника Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Мы обратились за комментарием к его помощнице еще 19 апреля, однако та пояснила, что предприниматель находится в командировке. Накануне выхода этого материала нам сообщили, что представители компании, которая занимается расселением на Зенцова, готовы ответить на наши вопросы сегодня, 23 апреля.
После встречи с ними UFA1.RU опубликует версию случившегося с точки зрения девелоперов. Посмотрите еще фотографии дома и улицы Зенцова. Скоро от этого места ничего не останется.
Ранее мы писали о сносе аварийного дома в Нижегородке. Жильцы не горят желанием переезжать в другую жилплощадь, несмотря на проблемы с канализацией и потопами.