В Уфе завершилась история, которая летом потрясла весь город. 28-летняя Дарья Сорокина сбила на пешеходном переходе мать и ребенка. Выжить не смог никто. В первые часы после аварии девушка говорила, что отвлеклась на кормление маленького ребенка. Эту версию она озвучила полиции, а те передали общественности. Но позже ее позиция поменялась, адвокат Дарьи заверял, что ее обзору мешали деревья. Об этом ДТП говорили все, а власть имущие сразу же стали предпринимать определенные меры. Мэрия Уфы спилила многолетние ели, а ГИБДД стали активнее наносить так называемую «вафельную разметку». Но на некоторых перекрестках она не продержалась и трех месяцев. UFA1.RU проехал 19 октября по 12 перекресткам, где нанесли эту разметку, и посмотрел, как обстоят дела сейчас. Спойлер: плохо. Но лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Предлагаем вам отправиться в дорожную инспекцию вместе с вами
Первую такую разметку нанесли 2 августа. Тогда в ГИБДД Башкирии UFA1.RU сообщили, что она запрещает водителям останавливаться на ней и нужна, чтобы снизить число заторов.
— Это сделано для того, чтобы решить проблему с заторами на перекрестках, когда водители проезжают на последние секунды зеленого сигнала светофора, но упираются в пробку, — рассказали в ГИБДД РБ.
Но уфимцы сразу же не поверили в то, что эта затея «выгорит». Наши читатели еще в августе предрекали, что она не продержится и полугода. Оказалось, что это был еще оптимистичный прогноз.
— Самое смешное, что эта убогая «разметка» не продержится и полгода. Уже ведь однажды наносили, и что? В мгновение ока вся слезла! Так что это изначально очередная «потемкинская деревня» вместо реального улучшения ситуации на дорогах, — говорили читатели.
Максим Уфимский считал, что в августе рановато наносить такую разметку. Надо при первых сугробах. Поверх снега. Его поддерживали и другие горожане.
— А в октябре снег пойдет, разметки видно не будет. Новый мэр обещал разметку закончить аж 1 июля. Сейчас август, получается обман очередной, — писал комментатор под нашим материалом.
Многие оказались правы, на некоторых перекрестках сетчатая разметка стерлась еще до холодов и снега.
На 12 перекрестках Госавтоинспекция решила установить камеры фото- и видеофиксации нарушений. Тогда главный гаишник Башкирии Владимир Севастьянов говорил, что всё это улучшит дорожную обстановку в городе.
— Когда мы решали, на каких перекрестках наносить эту разметку, мы брали за основу состояние аварийности и анализировали каждый случай: кто где не уступил дорогу, наезды на пешеходов, механические ДТП и ДТП с пострадавшими. В основном нанесение связано с этими моментами. Решение ситуации с заторами — второстепенно. Но установка камер фиксации нарушений поможет решить и эту проблему. Признаюсь, уже первые жалобы пошли. У нас люди не ожидают такого поворота событий. Плюс на транспортном часе у главы нашей республики было озвучено, что мы начинаем включать в работу и нарушения, связанные с разговором по сотовому телефону, и нарушения правил применения ремней безопасности. То есть на этих перекрестках камеры будут фиксировать и эти нарушения, — рассказал Севастьянов.
Ч. 1 ст. 12.13.: штраф за нарушение правил пересечения перекрестков с «вафельной» разметкой составляет 1 тыс. руб. На него распространяется скидка в 50% при оплате в течение 20 дней после вынесения постановления.
Новость о новых штрафах вызвала вторую волну негатива среди автомобилистов. Многие были недовольны.
— Горе-разметчики. Пусть сами попробуют проехать перекресток Российская — Южный проезд с поворотом на Южный проезд без остановки на вафле. Раньше хоть светофор отрегулирован был так, что несколько секунд давали зеленый свет только поворачивающим, теперь поворачивающим вообще нет зеленого, едут прямо весь цикл, а потом начинают сразу ехать те, кто поворачивает под свой зеленый на Российскую, — говорит читатель UFA1.RU.
Некоторые увидели в этой инициативе возможность пополнить бюджет.
— Люди чуть ли не ежедневно в авариях погибают, а им «вафли» понадобились, да ещё в совокупности с камерами. Всё думают, как карман набить, а не о безопасности на дорогах, — говорил Ринат.
У него нашлось много сторонников.
— А вы еще не поняли, что на вашу безопасность всем плевать? Посмотрите на новые камеры, сливающиеся со столбами, думаете такая маскировка — забота о вас? Раньше водитель издалека видел камеру и оттормаживался, и в этом какой-то смысл был, сейчас будут пролетать, на радость властям пополняя бюджет, — говорит уфимец.
Но несмотря на недовольства, подавляющая часть была за такие нововведения. Это позволило уменьшить аварийность, но письма счастья всё же стали приходить горожанам. С июля текущего года камеры зафиксировали более 13 тысяч нарушений проезда «вафельной разметки». В ответ Госавтоинспекция получила кучу жалоб.
— В основном водители пытаются оспорить процесс проезда перекрестков, ссылаясь на то, что двигались на разрешающий сигнал светофора. Каждое заявление рассматривается с просмотром видеозаписи и принимается решение с уведомлением заявителя, — сообщил Владимир Севастьянов в беседе с UFA1.RU.
В мэрии Уфы сообщили, что гарантийный срок эксплуатации дорожной разметки из обычной эмалевой краски составляет от трех до шести месяцев, термопластика — от шести месяцев до одного года. Необходимо отметить, если на участках улично-дорожной сети интенсивность движения автотранспорта высокая, то срок эксплуатации дорожной разметки может быть сокращен. По этой причине часть перекрестков и осталась без разметки.
Не особо верит в эту идею и транспортный эксперт Олег Арефьев. «Вафельная разметка»?
— Это не круг мелом на полу из фильма «Вий», куда не могут демоны прорваться, это обычная краска на асфальте. Основным предназначением этой разметки было облегчение фиксации камерами нарушения, а для водителя — понимания зоны, где его накажут. Без камер это работать не будет, да и, судя по качеству разметки, скоро вообще сотрется. А с камерами там не всё просто, там необходимо разделять тех, кто встал для поворота и просто встал, поэтому съемка ведется в динамике. В Москве минимум шесть кадров плюс видеосъемка. Да и саму разметку наносили где ни попадя, я вот даже видел на перекрестке перед въездом в аэропорт, там вообще никогда пробок не было, — говорит эксперт.
Но несмотря на короткий срок эксплуатация власти никогда не скупились на деньги. На нанесение разметки только по Уфе весной выделили аж 150 миллионов рублей. Выполняла госзаказ оренбургская компания «Вектор». Ее владелец Александр Петайкин в 2020 году зарегистрировал завод в особой экономической зоне республики — «Алга».
Как сообщает РБК, В 2020 году компания заключила контракт с Управлением дорожного хозяйства РБ на нанесение горизонтальной разметки на дорогах. Сумма контракта составила 646,8 миллиона рублей. В мае 2021 года глава Башкирии Радий Хабиров раскритиковал подрядчика за использование некачественной дорожной краски.
Но даже несмотря на критику властей, деньги уже освоены, а разметки нет. А это в Уфе еще не было снегопада, и не шли обильные дожди.
— Не краской надо делать разметку, а специальным пластиком. В Ташкенте еще в 80-е годы была такая разметка, ее хватало на пару сезонов, — говорят уфимцы.
А один из наших читателей заметил, что в Москве разметка не стирается.
Доживет ли краска до зимы?