Город «Воспитатели не трогали его, чтобы не кричал»: в Уфе открыли детский сад для аутистов

«Воспитатели не трогали его, чтобы не кричал»: в Уфе открыли детский сад для аутистов

Устав бороться с бюрократией и обществом, женщины собственными силами взялись за решение городской проблемы

Проблема с детскими садами для детей с ОВЗ в Уфе стоит остро

В Уфе открылся первый частный центр по уходу и присмотру за детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — Прим. ред.). Основали его две хрупкие женщины — Юлия Десятникова и Анастасия Гарифуллина. Они на собственном опыте знают, что такое воспитывать ребенка с расстройством аутистического спектра.

«При виде других детей у него начинались истерики»


Юлия Десятникова давно мечтала воплотить в жизнь идею открыть собственный детский сад для малышей с проблемами здоровья. Толчком к этому стал опыт воспитания 5-летнего сына Никиты, которому в два года установили диагноз «аутизм».

— Беременность проходила без отклонений. Во время родов у ребенка был долгий безводный период, из-за которого развилась внутриутробная пневмония. После рождения Никита находился в реанимации, когда ему стало лучше, нас выписали домой. Уже дома спустя некоторое время я стала замечать, что он лежит в кроватке и гулит, глядя на потолок. Когда сын немного подрос, мы начали ходить гулять, но при виде детей на площадке он заливался громким плачем. Другие мамы начинали косо смотреть на нас и сразу уводили своих детей. Я думаю, они опасались, что Никита может их ударить. Нам ничего не оставалось, кроме как в спешке покинуть площадку. Людям очень трудно объяснить, что крик — это не агрессия, а способ защиты от мира, который ему не знаком, — вспоминает Юлия.

Благодаря ежедневным занятиям с мамой Никита уже спокойнее реагирует на чужих людей вокруг

С домашними Никита также вел себя странно, не подпускал близко к себе никого, кроме мамы. Юлия поняла, что с каждым днем становится только хуже, обратилась к медикам. Врачи посоветовали семье пройти обследование, и вскоре Никите поставили страшный диагноз — «аутизм», а после дали инвалидность.

Тогда мама поняла, что будущее ее сына зависит только от нее. Несколько попыток устроить ребенка в обычный детский сад не увенчались успехом. Тогда женщина начала посещать всевозможные образовательные курсы для работы с детьми с особенностями развития.

— Мы попытались ходить в государственный детский сад для обычных детей, но Никита не понимал обычных правил и норм. К примеру, когда все садились обедать, он просто мог встать и пойти играть или сидеть в раздевалке целый день и ждать, пока я приду, — вспоминает Юлия. — В детских садах не привыкли к такому поведению ребенка. В частном ситуация повторилась, уделять особое внимание Никите тоже не смогли. В дошкольных учреждениях, как правило, нет педагогов, которые бы умели работать с такими детьми.

Другого выхода, кроме как сидеть с сыном дома и заниматься с ним самостоятельно, у женщины не оставалось. Юля посвятила сыну всё свободное время и даже выработала свою программу, которая помогает не только общему развитию сына, но и его социализации в обществе.

По рассказу Юлии, у детей с подобным диагнозом нет проблем с усвоением информации. Сложность обучения состоит только в том, чтобы донести до них логичность того или иного действия.

— Таким детям постоянно нужны программы реабилитации. Потому что если у них начинается прогресс, то при отсутствии занятий происходит откат в знаниях до первоначального уровня, с которого начинали заниматься. У родителей особенных деток не остается другого выбора, как сидеть дома, чтобы заниматься с ними. Мы тратим минимальную сумму на занятия с педагогами — 10 тысяч рублей в месяц. Это еще очень дешево, потому что в основном занятия я провожу с ним сама. У многих родителей нет специального образования или возможностей, и поэтому средств уходит гораздо больше, — поделилась подсчетами Юлия.

Так, у женщины возникла мысль открыть собственный центр для детей с похожими проблемами. Чтобы малыши находились под специализированным присмотром, а у родителей была возможность выйти на работу. Для получения стартового капитала на развитие бизнеса Юлия несколько раз подавала заявки на гранты, но получала отказ. Бизнесмены, к которым пыталась обратиться женщина, не посчитали проект прибыльным. Она в очередной раз выложила призыв о помощи на странице в соцсетях, и ей откликнулась мама такого же особенного ребенка. Совместными усилиями у женщин получилось открыть центр по уходу и присмотру за особенными детьми.

«Очень сложный для коррекционного сада»


Анастасия Гарифуллина — мама семилетнего Артема. У него так же, как и у Никиты, установлен диагноз «аутизм». Сын женщины ходит в коррекционный детский сад, но, как оказалось, квалифицированные воспитатели оказались ему не рады.

— Всего в группе 15 человек, и мой ребенок для них самый сложный, воспитатели оказались не очень готовы. Сложный ребенок там никому не нужен, они привыкли, что там детишки полегче, воспитатели даже сами удивились, что мы смогли туда попасть, — делится Анастасия.

В следующем году сын Анастасии пойдет в первый класс коррекционной школы

Женщина рассказывает, что видела посты Юлии в соцсетях о проблемах с получением грантов на садик, но откликнулась не сразу.

— С ней я знакома давно, мы встречались на мероприятиях для детей с аутизмом, которые Юля организовывала. Когда она начала искать партнеров, я отреагировала только спустя несколько ее постов. В этот момент я как раз начала задумываться о своем бизнесе и хотела открыть детскую игровую. Конечно, одной начинать свое дело страшно, ни я, ни муж никогда с этим не сталкивались, а у Юлии к этому времени уже был опыт, что и куда нужно подавать, — рассказала Анастасия.

Для того чтобы получить заветную сумму в 250 тысяч рублей, Анастасия подала заявку на грант в Центр занятости от своего имени и совместно с Юлией успешно защитила ее.

— Здание нашлось практически сразу, мы заплатили аренду 100 тысяч рублей, остальные деньги ушли на ремонт, который делали своими силами. Конечно, остаются еще шероховатости, и мы понимаем, что самая основная работа только начинается, — призналась женщина. — Когда мы стали сообщать в чатах о том, что планируется такой центр для детей с ОВЗ, все были очень рады, места в группах были заполнены еще до того, как мы сообщили об открытии. — поделилась Анастасия.

Всего в центре будут две группы для разных возрастов детей, также, кроме стандартных занятий с логопедом и дефектологом, малышам будут помогать социализироваться в обществе и обучать бытовому уходу за собой.

Администрация города не знает о проблемах специализированных детских садов


На открытие центра пришли и родители со своими особенными детьми, которым было важно познакомить малышей с новой для них обстановкой. Пока детей развлекал аниматор, Юлия и Анастасия отвечали на вопросы родителей касаемо педагогов, их опыта и умений.

Юлия рассказала о своем личном методе подбора персонала.

— Воспитателей я выбирала, испытав своим ребенком. Так как чужому человеку очень сложно найти подход к Никите, то я сама лично присутствовала во время занятий сына с каждым из кандидатов. Конечно, по многим было сразу видно, что они не смогут работать. Если бы я не находилась рядом, то думаю, что на сына уже минут через 15 начали бы кричать. Я подбирала воспитателей, больше ориентируясь на человеческие качества и опыт работы с детьми с ментальными проблемами.

Мама шестилетнего Миши Олеся поделилась своими впечатлениями о новом центре:

— Изначально меня вообще удивило то, что администрация нам сказала, что для таких детей есть садики, и где же они? Мы ходили в частный садик с трех лет, была очень сложная адаптация. Потом просто пришли к выводу, что там сын просто сидит на передержке и воспитатели привыкли его лишний раз не трогать, чтобы не кричал. Меня это не устраивало, и постепенно перевели сына в государственный сад. Мы надеялись на поддержку тьютора от государства, прошли ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия. — Прим. ред.), но до сих пор не можем его получить. В этом саду радует, что педагоги не удивляются поведению моего ребенка. У них нет широких глаз и вопроса, что делать, они уже знают, как помочь. Для меня главное, что все занятия будут проходить в одном помещении, так как у сына острая проблема зайти в любое помещение, у него начинается истерика, он испытывает стресс.

Для особенных детей очень важно, чтобы занятия проводились знакомыми педагогами в привычных стенах

Еще несколько мам согласились с Олесей по поводу того, что город действительно испытывает проблемы с коррекционными садами и специальными группами в обычных садиках. Они считают, что администрация города не знает о проблемах подобных дошкольных учреждений.

Вскоре после открытия групп для дневного пребывания детей Юлия и Анастасия уже планируют создать группу продленного дня для школьников с ОВЗ. Уже сейчас идет ремонт помещения, начались поиски педагогов, которые будут проводить развивающие занятия и помогать детям социализироваться.

Проблем с местами нет

Как выяснилось, несмотря на множественные жалобы родителей о нехватке мест, в мэрии сообщили, что программа доступного образования для детей с особенностями развития существует не первый год.

— На сегодняшний день в Уфе в 130 детских садах осуществляется коррекционно-образовательная работа. На их базе работают 179 групп компенсирующей направленности и 105 логопунктов. Квалифицированную помощь получают более 4000 детей с различными нарушениями в развитии (нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич, нарушение зрения, слуха, синдром Дауна), в том числе 788 детей-инвалидов. Кроме того, реализуются вариативные формы дошкольного образования: это группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 лет; сеть консультационных центров, в которых всестороннюю бесплатную помощь родителям оказывают квалифицированные специалисты, — сообщили в мэрии.

В обычных городских садиках работает 130 групп для детей с особенностями развития

Также существует проект, благодаря которому дети-инвалиды от 3 до 8 лет могут получать бесплатное дополнительное образование. В этот список вошли малыши с такими заболеваниями как синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, нарушение зрения и слуха.

В мэрии отметили, что комплектование компенсирующих групп в детских садах проводится согласно заключению ПМПК, которое родитель должен предоставить в детский сад при поступлении.

Список дошкольных учреждений, в которых работают группы компенсирующей направленности, можно найти на сайте управления образования в разделе «Дошкольное образование», «Детские сады для детей с ОВЗ».

Ранее мы рассказывали историю мамы девочки с аутизмом, которая поступила в техникум, чтобы помогать своей дочери в учебе и социальной адаптации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем