С самопиаром у Сима всё отлично: когда едешь по трассе М-5 из Челябинска в Уфу, слева по борту открывается шикарная панорама, напоминающая скорее макет города. Горы держат Сим в пригоршнях возле самой автомагистрали, словно бы гордятся тем, что наросло на их склонах. Но поскольку видишь всё издалека, то трудно поверить, что в Симе может быть жизнь, — очень уж игрушечно он выглядит. В этот раз по пути из Башкирии наши коллеги с портала 74.RU решили заглянуть в самый «очевидный» город Урала, чтобы разобраться, что происходит под его пестрыми крышами.
Удивительно, что город со столь удачным расположением не является общепризнанной туристической локацией: Сим чаще проезжают мимо, чем едут в него. Вероятно, это связано с отсутствием полноценного сервиса, например, здесь непросто найти хорошее место для обеда — мы перебрали три заведения, и всё равно получилось дороговато и на тройку с минусом. На трассе у самой границы города есть четыре гостиницы, мы выбрали лучшую (судя по интернет-отзывам), но поставить ей выше той же тройки я не могу. Неделей позже за те же 2200 рублей в сутки мы сняли в центре Екатеринбурга номер на два порядка более комфортный и удобный. Короче говоря, у Сима есть туристический потенциал, но использует он его в рамках совковой парадигмы: мол, а куда вы, родимые, денетесь? Не нравится — езжайте дальше.
Первое впечатление от самого Сима интереснее: куда ни поверни — стоишь в кольце гор, опоясывающих город, а если подняться, то открываются классные виды. По северной границе полукольцом идет трасса М-5, и со стороны хорошо видна острота происходящей на ней транспортной драмы: фуры идут плечом к плечу, за ними — вереницы утомленных легковушек. При выезде из Челябинской области участок трассы за Симом является последним сложным местом перед более равнинной Башкирией, поэтому мне этот отрезок кажется самым утомительным. Но, стоя на холме возле заброшенного СНТ и наблюдая бесшумное движение фур, я чувствую почти что катарсис, ведь кипящая где-то суета тебя временно не касается.
Первоначальное ощущение дыры, которое создают придорожные кафе, быстро рассеивается в довольно ухоженном центре Сима. Вообще город состоит из обширного частного сектора и зоны со старой многоэтажной застройкой, которую пытаются оживить. Сим не производит того угнетающего впечатления, что, например, соседняя Юрюзань (и этому есть причины). Здесь есть хороший ДК с парковой зоной, спорткомплекс, большая детская площадка, а еще — несколько цветастых домов: нечто подобное можно увидеть и в Сатке.
Пожалуй, больше всего поражает городской пляж Сима, который находится в самом неожиданном месте — в бывшей промзоне. Вообще все ориентиры в городе задает высоченная заводская труба, которую видно почти из любой точки, но странно думать, что именно в ее окрестностях создана рекреационная зона со спортивной дорожкой, прогулочными тропами, лодочной станцией и местами для купания. Под них приспособили бывший заводской пруд, тот самый, что остался от первого завода XVIII века: все уральские железоделательные заводы того времени предполагали наличие пруда и плотины, чтобы использовать энергию воды для привода заводских механизмов. Получилось и необычно, и мило, и Сим показывает хороший пример того, как вдохнуть жизнь в то, что, казалось бы, должно умереть.
Градообразующим предприятием Сима является ПАО «Агрегат» — завод по производству компонентов авиационных двигателей (насосы, регуляторы сопла, маслоагрегаты), в том числе военного назначения. Предприятие входит в госкорпорацию «Ростех». Оно создано на базе бывшего железоделательного завода, запущенного еще в 1761 году. Переход к выпуску несырьевой продукции начался в 1910 году, когда на заводе освоили производство повозок и тачанок. Авиационная глава в истории завода открылась в 1941-м, когда в Сим эвакуировали два московских агрегатных завода. Предприятию удалось не только пережить сложные 1990-е, но и сохранить выпуск основной продукции — компонентов для авиации. В 2011 году в список продукции добавилось гидравлическое оборудование гражданского назначения (в том числе для спасателей) — его выпускает цех промышленной гидравлики.
Самым известным уроженцем Сима является советский физик Игорь Курчатов, который, правда, провел в уральском городе лишь первые пять лет жизни, после чего семья перебралась в Симбирск (ныне Ульяновск). В Челябинской области Игорь Васильевич появится много позже и будет прочно ассоциироваться с другим городом — Озёрском (Челябинском-40), где на заводах химкомбината «Маяк» получат плутоний для первых атомных бомб СССР. Что же до Сима, скорее всего, воспоминания об уральском детстве у Курчатова были очень смутные, да и его родной дом до наших дней не дожил. Но город помнит знаменитого физика: в местном ДК есть комната-музей, перед проходной завода стоит бюст Курчатова, а его именем названа одна из главных улиц.
В Симе неожиданно много односторонних улиц, которые обычно являются прерогативой крупных и перегруженных городов. Особенно забавно выглядит типичная сельская улица Октября. Например, дом № 9 находится в 20 метрах от дома № 7, но чтобы доехать на автомобиле, придется делать крюк почти в три километра.
Еще одной интересной особенностью Сима является его расчлененность на две части, связанные ключевыми предприятиями города. Первое — это упомянутый завод «Агрегат» и прилегающий к нему «основной Сим», хорошо видимый с трассы М-5, вторая — небольшой «анклав» возле железнодорожной станции Симская, до которой от трассы М-5 около пяти километров. Станция возникла в самом конце XIX века вместе с Самаро-Златоустовской железной дорогой и дала толчок развитию города: до сих пор металл с местного завода сплавляли по рекам, а теперь могли отправлять в больших количествах по суше. Поскольку станция была отнесена от завода на 10 километров, их соединили узкоколейной «железкой» и следующие 30 лет таскали грузы на лошадиной тяге. В 1927 году здесь начал курсировать паровозик «Овечка» (народное прозвище паровоза серии «ОВ»), который в 1973 году отправил на пенсию автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт, кстати, в постсоветское время потеснил железнодорожный и на основном направлении, с востока на запад: автомобильная трасса М-5 уже который год перегружена тяжеловозами, тогда как идущая параллельно железная дорога имеет потенциал для увеличения потока. Но сложности с логистикой и цена делают ее рентабельной скорее для очень крупного бизнеса, поэтому коммерческие фуры который год тошнят по трассе М-5, провоцируя десятки аварийных ситуаций на сложном участке от Сима до Миасса (200 км). Впрочем, к 2024 году обещают построить дублера трассы М-5, а чуть позже — расширить ее горный участок до четырех полос.
На контрасте с расположенным рядом Катав-Ивановском Сим производит впечатление живого города: не слишком богатого, но во многих смыслах привлекательного. И, пожалуй, главным остается вопрос, почему он не пытается превратить плюсы своего расположения в туристический бизнес. С одной стороны, он расположен далековато от Челябинска — почти 300 километров по сложной дороге. С другой — здесь рукой подать до Уфы, тем более трасса М-5 в том направлении активно расширяется. Рядом находятся другие точки интереса, например Серпиевский пещерный град (30 км), Аша и горнолыжный курорт Аджигардак (45 км), санаторий «Янган-Тау» (50 км), река Юрюзань с ее сплавами и живописными скалами (60 км). Конечно, снимать гостиницу в Симе и ездить в тот же Аджигардак не будешь, но город мог бы стать перевалочным пунктом для путешественников по Уралу. Тем более что его окрестности самодостаточны и красивы, и коли уж занесет сюда на день-другой, придумать себе занятие несложно.
Мы часто ездим по маленьким уральским селениям. Вот, например, репортаж из еще одного города со светлой аурой — Чебаркуля, которому исполнилось 285 лет. Куда больше вопросов вызывает Копейск, но и здесь не всё так уж беспросветно. А если хотите настоящей хтони, то далеко ездить не нужно: поселок Проходная не помнят даже карты, а люди продолжают там жить.