Журналист Антон Евстигнеев живет в Уфе уже три года.
— Я не хочу этот город как-то обидеть. Но он мне кажется очень неустроенным, несовременным и бездумным по застройке. Просто не знаю, что тут можно показать, например, родителям или кому-то, кто здесь редко или совсем ни разу не был. Всё очень стандартно и как в провинции, — считает он.
Специально для UFA1.RU Антон поделился своим мнением о столице Башкирии, где он просто и доступно рассказал, как можно сделать Уфу лучше. Для удобства восприятия мы разбили текст на пять блоков. Сегодняшний посвящен причинам, которые подтолкнули Антона к анализу городского благоустройства и дизайн-коду Уфы.
Как и любой другой город, Уфа — набор отпечатков того времени, в котором она существует. Такой слепок разных эпох (сейчас, например, заканчивается эпоха торговых центров). Как и любой большой город, Уфа развивается неравномерно, в основном отвечая на запросы общества, главные из которых — дороги, жилье и что-то из социального. И вот как-то так получается, что столица республики, особенно в глазах некоренных и приехавших, укладывается в описание «большой город». И без некоторых условностей это будет практически полная характеристика столицы. Для тех, у кого с Уфой нет чего-то родственного на уровне личного и сугубо нематериального, она будет лишь средой обитания, фоном для повседневности и всегда поводом для сравнения с другими «большими». И сейчас, и уже давно оно не в пользу Уфы.
При всем желании и без всякой предвзятости невозможно назвать что-то уфимское действительно цельное и узнаваемое за пределами республики. Есть ли в городе исторический центр? Нет, он практически утрачен, потерян. Современные парки, арт-объекты? Да вроде бы нет. Уникальные музеи, культурные объекты? Ну, пожалуй, музей Нестерова. Если даже и есть в Уфе что-то действительно выдающееся, способное привлечь усредненного жителя России, то оно абсолютно не резонирует, не добивает за пределы не то что республики — города. Да, есть «Арт-КВАДРАТ». Это частная история с большим потенциалом, но и она пока еще в процессе реализации, обретения аудитории и формы.
Любому региональному центру нужна индивидуальность в сочетании с городским комфортом, о котором даже как-то неловко напоминать в 2020-м. Но приходится. В Уфе нет простых базовых вещей и атрибутов, которые с каждым годом будут обходится городу всё дороже за счет устаревания существующей базы:
нет современного электротранспорта: маршруты и качество нынешнего отстали от потребностей жителей на 10–15 лет;
нет доступных, грамотно встроенных современных спортивных площадок, кортов;
нет среды для велосипедистов;
нет современных, теплых остановок общественного транспорта;
нет логики в точечной застройке;
нет многоуровневых парковок.
Зато есть:
контраст между соседними районами (достаточно съехать с Проспекта в Сипайлово);
несовместимость жилой архитектуры;
вакуум в принятии важных решений в развитии города.
Но сейчас не про это. Хотя даже вскользь и в проброс этот список должен начинать более-менее любой текст про городское благоустройство. Это не столько разговор про амбиции, сколько про умение чувствовать потребности современного общества. В том числе это общество соцсетей с потребностями где-то сфоткаться, о чем-то рассказать, поделиться. Общество, которое ориентировано на визуальное, меньше эстетическое, больше запоминающееся, интерактивное. Общество про эмоции и впечатления, а не про оценку и многоуровневое восприятие.
В этом тексте будут пять шагов к тому, чтобы просто большой город ожил и стал современнее, красивее и интереснее для всех: местных, неместных, приезжих, уехавших и оставшихся. Что-то из этого списка можно сделать быстро и недорого, а что-то — лишь дорогая фантазия. Этот текст не претендует на нравоучение или инструкцию по применению. Это призыв к переменам, которые диктуются современностью, желанием развивать свое, а не уезжать каждый раз, чтобы увидеть и хвалить чужое.
Шаг первый. Дизайн-код Уфы
Пожалуй, самое главное и самое простое, что можно сделать в контексте отсутствия лишних денег во время коронавируса. И в то же время это первое, с чего нужно начать городские преобразования.
До недавнего времени тематика дизайн-кода вообще никак не возникала в обсуждениях применительно к Уфе. Если только по касательной и глубоко в контексте. Ни в качестве какой-то повестки, ни тем более в форме готового проекта дизайн-код Уфы замечен не был. Но в сентябре администрация города неожиданно представила «Стандарт оформления зданий и сооружений», разработанный Главархитектурой. По сути, это свод правил оформления фасадной части зданий, в первую очередь отведенных под нежилые и коммерческие помещения. Цель простая и понятная — очистить город от визуального мусора и стандартизировать все существующие и планируемые «точки» на уровне первого этажа (чаще всего) жилых домов. Помимо чисто механической замены условного сайдинга, баннера или (еще хуже) бегущей строки на аккуратную вывеску с элементами декора, арендующим либо собственникам необходимо вернуть зданию исходное стилевое оформление с применением соответствующих материалов и цветовых решений. Сюда входят и стандартизация входных групп в пределах одного здания, и подсветка, и всё остальное.
То, что Уфе это критически необходимо, ясно после одной прогулки по проспекту Октября практически в любой его точке. Главная, самая зарабатывающая улица города переполнена рекламами, наружками и вывесками, которые делались по принципу «чем заметнее, тем лучше и денежнее».
Но есть в Уфе и «правильные» места.
Стоит ли дальше развивать тему необходимости дизайн-кода? Эстетика, аутентичность, аккуратность — это очень редко и настолько не про современный город, что, кажется, оно уже и не нужно. Ну вообще-то нужно.
При этом дизайн-код не ограничивается восстановлением стилевой и исторической справедливости. В нем заложено гораздо больше смыслов и глубины проработки. Уфе нужны свое узнаваемое оформление, айдентика, символика, как угодно. Сюда можно отнести и логотип, и шрифт, и другие графические элементы с различными формами, составляющими законченный образ. Это культурный код, который делает город узнаваемым. Он проявляется в навигации, в оформлении общественных пространств, киосков, остановок, информационных стендов и всего остального, где уместна и понятна графика. Примеров подобного достаточно даже в России, не говоря уже даже о том, что это общепринятая мировая практика — смотрите, как это сделано в Стерлитамаке, Екатеринбурге и Выборге.
Логотип, конечно, не работает сам по себе. Это элемент общей структуры. Он лишь дает узнаваемость, притягивает внимание и помогает ассоциировать с городом другие, более значимые графические и текстовые элементы. Всё это будет создавать цельный образ Уфы, которого нет. Есть лишь эклектика (более того, она и останется). И сейчас она не работает.
Согласны с автором?