Накануне в эфире инстаграм-канала UFA1.RU журналист портала поговорил с практикующим психологом Агнией Сержантовой. Психолог считает, что в период самоизоляции люди разделились на два лагеря: в первый вошли те, кто оказался дома впервые за много лет либо одни, либо с семьей. Для них это стало сложным испытанием, особенно для тех, кто работал дома с маленькими детьми, — они ждали выхода на работу. В другой лагерь (и он тоже довольной большой) вошли те, кому понравилось на карантине, и они задумались, а на той ли работе они трудятся? Окончания карантина они ждали с ужасом. У той и у другой группы — разные страхи. Наиболее распространенные мы разберем прямо сейчас.
- Страх болезни
- Кому сложнее всего?
- Страх потерять работу
- Страх остаться заложником в семье
- Спасут ли медитации?
Страх болезни
Агния считает, что люди разделились на три категории. Первая очень боится заразиться коронавирусом, и им даже можно попить успокоительные. В практике Агнии были случаи, когда человек покупал специальные скафандры, превращал дом в бункер и никуда не выходил. Этой категории людей срочно нужно к психологу и даже психиатру. Ко второй категории людей относятся те, кто вообще не признает существование коронавируса и считает это вселенским заговором. Таким людям тоже нужно обратиться к специалисту, потому что это некий инфантилизм. Третья же категория понимает, что нужно соблюдать дистанцию, носить маски и чаще мыть руки. Здесь нужно абстрагироваться, включить взрослого человека внутри себя и заботиться о себе и беречь себя, но понимать, что есть спонтанное в этой жизни.
— Следует понимать, что, если вам суждено умереть, вы умрете, ничего с этим не поделаешь, — говорит Агния.
Кому сложнее всего?
Мы начинаем срываться на близких, если у нас очень много всего непроговоренного. Ситуация с карантином вызвала очень много неясности для нас — мы не знаем, когда это кончится, мы не можем строить никаких планов. У нас отсутствует любая структура, а у любой личности есть потребность в структуре. Это состояние ребенка, который даже не знает, как ходить, ему страшно входить в этот мир. А мы никогда не жили в состоянии карантина. Получается, очень много ресурса уходит на то, чтобы получить новый опыт. Люди стараются построить планы, чтобы обрести кажущееся спокойствие, но эти планы могут быть не совсем верные. Сейчас нужно учиться себя поддерживать — очень пригодятся друзья, потому что хуже всего людям, которые не привыкли делиться и которые уверяют, что у них все хорошо. Им сложно признаться, что у них может быть плохо.
— В такой ситуации есть два выхода — это либо обратиться к специалисту, либо начать высказывать, что на душе, своим близким, — считает Агния.
Страх потерять работу
Этому страху подвержено большое количество людей — многие боятся потерять свой заработок, боятся, что не смогут выплачивать кредиты и обеспечивать детей. Есть в интернете медитация — «Безопасное место», можно найти и провести ее. Она про базовое состояние, восстанавливает ресурсы и может стать первым шагом на пути к спокойствию.
Второе, что нужно сделать, — это понять, что отчаяние не выход и что в России есть работа и возможности. Если вы чувствуете, что на вас наваливается депрессия, то лучше всего обратиться к специалисту. При этом у каждого свои причины испытывать страх. Это могут быть даже детские травмы, из-за которых человек себя запугивает. Ему не помогут медитации и погружение в себя.
При этом один из вариантов, который нужно рассмотреть, — это обращение к психиатру. Такие специалисты в том числе работают со здоровыми людьми. Но важно помнить, что главное — найти своего специалиста. При этом можно даже пойти на групповые сессии и тренинги. Но первое, на что следует обратить внимание в таких мероприятиях, — то, что вы должны чувствовать себя ценным и важным.
— Если вас обесценивают и говорят фразы типа «Все будет хорошо, держись» или «Ну что ты, как тряпка», то оттуда нужно бежать. Если ваше состояние не принято, не понято и обесценено, то тогда нужно сменить тренинг или врача, — говорит психолог.
Страх остаться заложником в семье
Еще одна проблема, с которой столкнулись многие россияне, — это необходимость находиться со своей второй половиной и детьми 24 часа 7 дней в неделю. Это может повлечь за собой депрессию. По мнению Агнии, такая ситуация — это хорошая школа взросления. Потому что взрослый человек — это тот, кто может договариваться и устанавливать свои личные границы и принимать границы другого человека. Многие пары столкнулись с тем, что их партнер не готов договариваться и принимать другого. И здесь важно сказать, что у вас должно быть время на себя и его вы будете проводить в одиночестве — хоть в ванной, хоть на кухне. То же самое и у мужчин. Это лакмусовая бумажка, которая покажет, насколько ваша половина готова разделять с вами горе и радость, как завещали в ЗАГСе.
При этом выстраивая свои личные границы, не нужно бояться кого-то обидеть. Если ваша свекровь пять лет приходит к вам домой и начинает убираться и хозяйничать в вашем доме, и разговоры не помогают, то остается только один выход. Поменять замки и поставить вопрос ребром — мама, вы приходите только в гости. Это работает только так. Не стоит думать, что можно пояснить человеку другими словами, он все равно не поймет.
— В кризис все усугубляется. И важно не пустить все на самотек, а решить проблемы, потому что, когда мы выйдем из карантина, не сделаем никаких выводов, ничего не решимся поменять, неудовлетворенность все равно где-то выйдет, — говорит Сержантова.
Спасут ли медитации?
Самостоятельно с этой темой очень сложно справиться. Наше напряжение идет либо внутрь, либо наружу. И если его не выплеснуть, то оно начинает раздирать изнутри. Агния не фанат позитивного мышления, она считает, что медитации — дело хорошее.
— Но если при этом отрицать свои негативные и тревожные чувства, которые ты не даешь себе проживать их, могут быть большие сложности, как со здоровьем, так и с отношениями с близкими, и с самим собой, — говорит она.
Еще одна модная тема в «Инстаграме» — это то, что непроработанные эмоции и чувства могут повлиять на физическое здоровье. Это связано с психосоматикой. Агния считает, что такое вполне может быть, но когда к практикующему психологу придет человек и скажет, что у него болит желудок, и его нужно вылечить именно психологу, хороший специалист спросит первым делом — у какого врача был человек, спросит про диагнозы, свяжется с доктором и даже может отправить к психиатру. И только когда увидит, что ни один специалист не помог в проблеме, только тогда начнет лечить болезнь с помощью психологических практик. Но эта мода вызвала тенденцию, что люди обращаются к психологу, не обращаясь к медикам. Это неправильно.
Если вы или ваши близкие заразились инфекцией, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78.