Есть масс-культура и есть высокое искусство. Масс-культура подвержена моде, и ее деятели, когда-то модные и популярные, быстро забываются. Высокое искусство популярно не всегда. Но его служители остаются в вечности. Как правило. Если, конечно, их окружают высокодуховные и понимающие люди.
Тест на звание города, где проживают высококультурные люди, столица республики сейчас может и завалить. И все из-за неприятной истории, которая приключилась с известной на весь мир пианисткой, которая живет в Уфе.
Таких исполнителей в мире всего четверо
Евгения Пупкова — единственная, кто играет всего Баха, в том числе его почти неисполняемое, невероятно сложное «Искусство фуги». До нее в Советском Союзе было всего двое бахистов: Самуил Фейнберг и Татьяна Николаева. А в мире — Гленн Гульд.
Пересказать биографию выдающегося человека в трех словах не получится. Но если кратко — судьбу Евгении определил ее отец Григорий. Он отдыхал в Сухуми и возвращался на Север, но не рассчитал средства и решил подзаработать в Уфе. И остался здесь навсегда — встретил вдову с дочкой Эмилией, а в 1938 году родилась Евгения. Музыкального образования Григорий не имел, но страстно любил играть на баяне, а мелодии подбирал на слух. Вся родня Жени по маме была невероятно музыкальной и певческой. Девочки рано освоили аккордеон, в голодные послевоенные годы это помогло семье выжить. С шести лет Женя ездила с сестрой и родителями по республике и выступала с концертами. И когда в Черниковке в частной квартире открылась музыкальная школа, Женя стала учиться играть на рояле — это был трофейный немецкий «Стейнвей», директор школы купил его на вокзале у генерала, который возвращался с фронта. На занятия Женя добиралась три километра пешком и частенько оставалась в семье учителя ночевать.
«Крестный отец» Павел Кадочников
Но настоящим крестным отцом будущей пианистки стал популярный в 40-е годы актер Павел Кадочников.
Услышав о его приезде в Уфу, мама привела Эмилию и Женю к нему в гостиницу «Башкирия». В разговоре Женя пообещала артисту устроить свой концерт и на следующий день пришла к актеру со своим аккордеоном. Кадочников, выслушав игру девочки, посоветовал ей непременно ехать в Москву и продолжать там музыкальное образование.
В 11 лет Женю приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Она училась у выдающихся педагогов: сначала у Аврелиана Руббаха, была последней у знаменитого Александра Гольденвейзера, с отличием окончила консерваторию и аспирантуру при Московской консерватории в классе Виктора Мержанова.
Идти своим путем всегда непросто
Останься Евгения Пупкова в Москве, ее судьба, возможно, сложилась бы совсем по-другому. Но она решила вернуться в Уфу и устроилась в государственную филармонию. В 70-е годы ее концерты собирали аншлаги. Послушать виртуозную игру уфимской пианистки приезжали любители фортепианной музыки со всего Советского Союза. Часто Евгения играла на бис после концерта еще час, а то и два. Публика ее не отпускала.
Исполнение классических произведений Пупковой не вписывалось ни в какие стандарты, и блюстители канонов музыкального мира за это ее с упоением упрекали. Она не слушала — осваивала сложнейшие произведения своих кумиров Моцарта и Баха, бралась за современников-авангардистов, некоторые из которых могла играть только она одна в мире. И залы опустели. Не спасали даже мощь и страсть космической музыки Евгении. Так и выступала она в полупустых площадках более полувека.
В 2016 году Пупкова еще преподавала в Уфимском училище искусств. Но, по словам Евгении, руководство стало ей запрещать давать концерты и даже приходить сюда во внеурочные часы тренироваться. Ситуацию помогла переломить поклонница Пупковой Елизавета Кайнова: врач по образованию, она стала настоящим ее импресарио — вот уже несколько лет продвигает творчество Евгении в социальных сетях, да так, что теперь об уникальной исполнительнице из Уфы теперь знают во всем мире.
К 80-летию Евгении Пупковой дали возможность отыграть свой концерт в стенах училища, его даже записали на телевидении. Казалось, что справедливость восторжествовала.
Дома у Евгении хранятся 120 часов музыки — великие композиторы в ее исполнении. Да вот беда — более сотни аудиокассет со временем приходят в негодность, а для их оцифровки требуются огромные суммы. И это, пожалуй, самая большая трагедия Евгении. Кроме бытовой.
Падающая табуретка, ветхие электропровода и вода, стекающая с люстры
В июле этого года Елизавета Кайнова и художник Екатерина Прожейко вновь организовали концерт Пупковой. Довелось попасть на него и корреспонденту UFA1.RU. Пальцы исполнительницы извлекали божественные, то мощные, то нежные звуки. Хрупкая, будто подросток, маленькая женщина с абсолютно белой седой головой во время исполнения музыки становилась богом.
Кажется, что музыкант такого высокого уровня обязательно должен жить в огромном пентхаусе, окруженном сосновым бором, где в просторном зале стоит белый «Стейнвей».
Но ничуть не бывало — пианистка ютится в однокомнатной хрущобе на проспекте Октября. Обои в прихожей свисают со стен диковинными лианами — недавно этажом выше был потоп.
А проводка настолько ветхая, что в квартиру регулярно врываются соседи и требуют перестать ей пользоваться — она уже несколько раз загоралась.
Горько было слушать рассказы Евгении Григорьевны о том, как она несколько раз падала со сломанной трехногой табуретки, как волоком по земле тащила из магазина сумку с продуктами. И даже домофон у нее в квартире не работает. Одним словом, гениальная пианистка абсолютно беспомощна в быту, и ей крайне нужна помощь других людей.
Квартира преткновения
А в мае этого года Евгения Григорьевна вдруг осознала, что осталась без квартиры. Своей семьи у Евгении нет, поскольку всю себя она посвятила музыке. Со своей сводной сестрой Эмилией они были неразлучны, поэтому, когда та несколько лет назад ушла из жизни, свою спартанскую хрущёвку, единственное жилье, она подарила внучатой племяннице.
Своему племяннику пианистка тогда очень доверяла. Из-за проблем с глазами (один практически не видит) доверенность она оформила на него и попросила вести все дела.
Внесла старушка за племянницу и налог на дарение — 200 тысяч рублей, все свои пенсионные накопления.
И каково же было ее изумление, когда весной этого года она узнала, что ее жилплощадь принадлежит не внучатой племяннице, а жене того самого племянника, совершенно не родному и постороннему для нее человеку.
Гадалка сказала: жить осталось год
Пупкова заявила в полицию, племянник тут же объяснился — дочь вместе с мужем-банкротом была вынуждена уехать в Москву и, чтобы защитить жилье тетушки от приставов, переписал дарственную на жену.
Такого оборота событий Евгения Григорьевна не ожидала и потребовала расторгнуть договор дарения и вернуть ей квартиру. Племянник отказался и, более того, проболтался тетушке, что жена ходила к гадалке и та сказала, что Пупковой жить осталось не больше года.
Возмущенная пианистка сменила замок в двери и перестала пускать племянника в дом. Племянник отступил — сказал, что готов передать квартиру обратно, то Пупковой придется снова заплатить налог за «подарок», но теперь уже в размере 290 тысяч рублей.
«Хочу, чтобы в моей квартире был музей музыки»
— Они ждут, когда я умру, чтобы продать квартиру и купить на эти деньги жилье в Москве моей внучатой племяннице, — уверена Евгения Григорьевна. — А я хочу, чтобы здесь был музей, где будут храниться все записи моих концертов.
Почетный адвокат России и страстная поклонница творчества Пупковой Танзиля Исмагилова решила помочь Евгении. Вместе они написали обращение тогда еще к врио главы республики Радию Хабирову. Письмо спустилось в прокуратуру, оттуда — в полицию, и вскоре оттуда пришел ответ: состава преступления нет, уголовного дела не будет. И только после второго заявления участковый опросил племянника и его жену.
Те объяснили, что не хотят возвращать хозяйке квартиру ради ее же собственной безопасности, дабы не осталась она на улице, отдав кому-то постороннему свое единственное жилье. А еще останавливает налог на дарение, 290 тысяч — деньги не маленькие.
Адвокат Танзиля Егорова придерживается другого мнения:
— Есть в этой ситуации иной путь досудебного решения. Квартиру Евгении Григорьевне можно вернуть очень просто через процедуру купли-продажи. Тогда придется заплатить лишь небольшую госпошлину, и все.
«Повесим на тетин дом мемориальную доску»
Племянник пианистки Павел рассказал свою позицию во всей этой истории.
— Все делалось с согласия самой Евгении Михайловны, — рассказал Павел. — И переоформление договора дарения квартиры с дочери на мою супругу тоже. Ее просто настроили против меня, — считает племянник. — Раньше мы жили душа в душу. Я возил тетю на все ее концерты, записывал их на магнитную пленку, отремонтировал ее квартиру. И идею создать в ее квартире музей подал именно я. Сначала Евгения Григорьевна не приняла ее, но потом я объяснил, что это будет музей ее музыки, куда люди могли бы приходить и слушать записи с её концертов. Сюда могли бы приходить и музыковеды, чтобы читать нотные рукописи тети, здесь могли бы проводить круглые столы, музыкальные встречи. У меня в планах было создать фонд Евгении Пупковой, ходатайствовать назвать ее именем улицу в Уфе, разместить на доме, где она живет, мемориальную доску. Я ведь много ей помогал. При моем участии вышла подробная биографическая книга о ее жизни. Запланировали издание второй и третьей книг. Но пять месяцев назад тетя врезала замок в дверь своей квартиры, и мы теперь не можем туда попасть. Не можем ей помочь: прибраться, сходить за продуктами…
По словам Павла, возвращать квартиру Пупковой опасно:
— Она пожилая женщина, может попасть под влияние мошенников, которые войдут к ней в доверие, и она останется без крыши над головой.
«Плюнул в лицо всем поклонникам таланта»
Уфимский писатель Борис Павлов вырос с Евгенией Пупковой в одном доме. Он большой поклонник ее таланта и не пропускал ни одного концерта великой пианистки. Узнав об этой истории, Борис Николаевич сказал:
— Совершенно преступление. Павел, пользуясь доверием тети, своими действиями бросил вызов всему обществу, плюнул в лицо всем поклонникам таланта Евгении Пупковой, лишив ее, по сути, единственного жилья. Надо поднимать голос уфимской культурной общественности в защиту пианистки, обращаться в генеральную прокуратуру России за поддержкой. Квартира должна быть непременно возвращена ее владелице!
Другой удивительный старец, миллионер из Багдада, рассказал, как выживает в уфимской трущобе.
Знаете удивительных людей в Уфе? Присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.