Жители деревни Пятилетка в Иглинском районе республики вот уже четыре года практически отрезаны от цивилизации — путь на большую землю им преградила река Сим. Есть, конечно, подвесной пешеходный мост, но если вдруг случится пожар или кому-то потребуется скорая помощь, до адресата спецмашина точно не доберется.
О том, как выживает деревня, — в репортаже корреспондента UFA1.RU.
Километр пешком
Деревня Пятилетка лежит в 15 километрах от федеральной трассы М-5, неподалеку от поселка Ауструм. Когда-то деревенька цвела — здесь был леспромхоз. Чтобы возить лес, рабочие своими силами построили мост — собрали его из труб и подручных материалов. Эта нехитрая переправа пришла на замену канатному парому, который переправлял сельчан с берега на берег в 1970-е годы. Мосту пришел конец осенью 2015 года — случилось половодье, вода потом замерзла, а во время оттепели льдом и скопившимися деревьями мост разорвало на части и унесло вниз по течению.
В июне этого года местные жители жаловались властям и просили разъяснить, будет ли решаться в деревне вопрос с автомобильной переправой.
— Очень волнует вопрос насчет строительства автомобильного моста (или восстановления понтонного моста) через реку Сим около деревни Пятилетка. Добираться в Пятилетку в объезд — огромнейший крюк, а пешеходный мост не решает всех проблем, тем более когда речь идет о семьях с маленькими детьми. Мы купили участки в Пятилетке и собирались там строиться, но в сложившихся условиях это нереально. Вместо притока населения происходит его отток, — люди оставили обращение на сайте «Открытая республика».
«Врачи отказываются по мосту идти, мол, голова кружится»
В Башкирии в некоторых местах достаточно съехать с федеральной трассы, как цивилизация заканчивается. Вместе с дорогой. После поселка Ауструм более или менее приличная дорога тянулась лишь до кладбища. А от Новиковки и Вознесенки до Пятилетки в дождливую погоду грунтовка превращается в непроезжую вязкую глинистую жижу.
Наконец дорога уперлась в реку Сим — нам открылся красивый пешеходный мост с часовенкой и крестом на ней, по мосту несколько человек таскали на тележке картонные ящики с продуктами. Люди были настроены довольно агрессивно, отвечать на наши вопросы не захотели. И немудрено! Потаскай-ка на себе такие килограммы! Верховодила ими продавщица единственного в деревне магазина Марина Салихова. Она вынуждена проделывать этот путь четыре раза в неделю — два раза ездит на большую землю за продуктами и два раза за хлебом.
На противоположном берегу продукты загрузили в «буханку» и на мотоблок, Марина завела движок — караван пополз в деревню.
От моста до деревни мы шли пешком примерно полтора километра. Место живописнейшее, дома разбросаны друг от друга далеко, в некоторых местах на километр — два. Улицы заросли травой — теперь автомобили здесь редкость. В крайнем доме на огороде работала женщина, она представилась Марией Сергеевной.
— Я здесь родилась в 1957 году и всю жизнь прожила. Конечно, без моста плохо. Но у меня все равно машины нет. И теперь что, плакать? Волосы на себе рвать? Столько раз приезжали, столько раз обещали… Обещают все кому не лень. А делать ничего не собираются, — досадливо махнула рукой собеседница.
Напротив дома Марии Сергеевны красуется медпункт. Татьяна Климец, медсестра, заведующая оздоровительной точкой, — единственный медик на всю деревню. Она и уколы ставит, и таблетки раздает. А когда кому-то совсем худо — вызывает скорую. Машина доезжает только до пешеходного моста. Случается, что врачи отказываются по нему идти, мол, голова кружится. А так — больного укладывают на носилки и на мотоблоке подвозят до реки. Зимой — на лошади. И это — в 21-м веке.
— Прописано у нас в деревне 140 человек, — рассказывает Татьяна Иштубаевна. — По факту живет не более сотни. Из них 14 детей, их возят в школу-интернат в Ауструме. И всего четверо дошколят.
— Без моста хуже стало жить?
— Конечно! Раньше у нас лесозаготовительный пункт был, лес заготавливали, дрова. А сейчас ничего нет: в 2002 году его закрыли. Дрова частники заготавливают. И все равно, — улыбается женщина, — здесь очень хорошо. Утром встаешь, птички щебечут, запахи всякие. Я уже здесь 35 лет живу, с тех пор как вышла замуж, привыкла. С продуктами, конечно, тяжело, и дети живут в отрыве от родителей, плачут и те и другие, когда уезжают в интернат…
Из следующего дома к нам вышел Александр Никонов, житель Иглино, он приехал в Пятилетку навестить маму.
— Здесь живут в основном пенсионеры. Если кто заболеет серьезно, то до моста дойти не сможет. Ни скорая, ни пожарная до нас не доезжают. Весной у нас пожар был. Местные собрались и сами потушили. Пока пожарные до нас добрались, огонь уже утих.
А вот зимой, признается Александр, страшно: если кто-то заболеет, то дороги даже в деревне нет. Ходят все по тропкам.
— Когда снег устанавливается, ездим на снегоходах — больше никак не добраться. Больных несут до моста на носилках или везут на телеге, на лошади, — говорит мужчина.
Люди, которые купили в Пятилетке участки под дачи, все равно строятся. Таскают на себе шифер, доски, кирпичи. Природа здесь замечательная, тихо, спокойно.
К разговору подключилась Любовь Никонова, мама Александра:
— 40 лет живу здесь. Работала экономистом в лесхозе, затем преподавала в местной школе-девятилетке. Вела биологию, черчение, математику. В 2012 году школу закрыли.
По поводу моста старожилы уже счет потеряли, сколько раз обращались к властям. И по телевизору их показывали, и из Москвы приезжали. Но моста так и нет.
А деньги были
Как мы узнали от местных жителей, недавно в пятилетке побывала Светлана Калинина, член Центрального штаба ОНФ, модератор тематической площадки «Жилье и городская среда». На своем видеоканале на YouTube Светлана рассказала, что в марте 2016 года в адрес регионального отделения ОНФ поступило коллективное обращение от жителей деревни. Тогда представители ОНФ призвали администрацию Иглинского района, а позже — правительство республики — построить новый мост. В 2017 году после повторного обращения в правительство региона Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному строительству выделил администрации Иглинского района 8 миллионов рублей с указанием — на строительство моста. Такую сумму и просили местные власти, но в итоге потратили средства на ремонт дорог. Уже бывший глава администрации Гафуан Шайхутдинов объяснил, что подходящий проект понтонного моста не нашли, а деньги необходимо было освоить до конца года.
«Легче вас всех в Иглино переселить»
Жители деревни рады тому, что есть хотя бы еще пешеходный мост. Правда, недавно доски на нем, положенные безо всяких решеток, сгнили. И в темноте передвигаться по нему было смертельно опасно. Ребенок так и вовсе мог улететь в бездну. Благодетели из Народного фронта выделили сто тысяч рублей, и доски поменяли. Теперь над бездной висит уже новый настил.
Любовь Никонова считает, что мост им никогда не построят. Производства-то нет. Благо, новый глава администрации района, который недавно приезжал в Пятилетку, ничего им не обещал. Не в пример прежнему. Только сказал:
— Легче вас всех в Иглино переселить, чем новый мост построить…
Такой примерно ответ и получил Валерий Новиков, житель Пятилетки, на свою очередную жалобу в администрацию Иглинского района:
— По результатам проведенной экспертизы специализированной организацией для строительства автомобильного моста около деревни Пятилетка необходимы значительные денежные средства, которыми районный бюджет не располагает. Администрацией района направлено письмо в Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству с просьбой об их выделении. Для решения этого вопроса требуется время. Пока положительного ответа нам не поступало. Производить денежные вложения в установку временной переправы (понтонной) при планировании капитального строительства моста нецелесообразно, — подписал письмо заместитель главы администрации по жизнеобеспечению, строительству, ЖКХ А. А. Волков.
Мы шли по деревне мимо сельского «очага культуры» — деревенского клуба, мимо покосившихся домов с заколоченными окнами, и нам казалось, что мы попаданцы, случайно переместившиеся назад в далекое прошлое. Ну хоть фильм фантастический здесь снимай!
Благо, еще магазинчик сельский работал. Зашли, купили воды и кое-чего перекусить. Продавщица Марина Салихова похвасталась:
— У нас все есть, что необходимо для жизни. Правда, все на себе таскаю четыре раза в неделю.
Если вы или ваши близкие живут в Пятилетке и страдают без автомобильного моста, присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.