Северный автовокзал на улице Кемеровской, неподалеку от стадиона «Нефтяник», открылся в Уфе в 1992 году. О нем мечтали давно: из-за протяженности города жителям северных районов добираться до Южного автовокзала было тяжело. Кроме того, прежде чем выехать на междугородние трассы, автобусам приходилось кружить по загруженным уфимским улицам.
Когда в 1992 году открылся просторный Северный автовокзал с двумя наземными и тремя подземными ярусами, на него возложили большие надежды: ожидалась постройка нового автомобильного моста через Белую в районе биатлонного комплекса, он должен был обеспечить прямой выход на трассу М-7 и значительно разгрузить Южный вокзал.
Пассажиры с Северного автовокзала уезжали в Благовещенск, Бирск, Янаул, Караидель и другие северные и северо-восточные города и села республики. Ходили и межобластные маршруты — в Пермь, Екатеринбург, Ашу и даже Казань. На всех направлениях движение контролировал диспетчер.
Но мост так и не появился, и вскоре современный Северный с пятиэтажной гостиницей, считавшийся вторым по величине пассажирским терминалом, остался практически не у дел.
В 2013 году из-за аварийного состояния здания Северный автовокзал закрыли на реконструкцию. Все маршруты, как и было раньше, перевели на Южный. С задачей он неплохо справлялся — сказывался многолетний опыт, и Северный решили не открывать совсем и законсервировали. Одно время здесь работал пункт продажи билетов, но теперь закрыт и он.
Несколько лет здание стояло без дела. Власти планировали использовать помещения со смыслом и собирались организовать там технопарк либо музей или вовсе передать вокзал с прилегающими территориями футбольному клубу «Уфа».
Но из-за закавык в законодательстве идея с технопарком сорвалась, и привлечь бюджетные деньги на реконструкцию вокзала не получилось.
Не выгорела и передача здания футбольному клубу, а вместе с ней и идея превратить территорию вокзала в парковую зону с выходом на набережную.
В декабре 2017 года Северный автовокзал выставили на аукцион. Покупатель получал сам вокзал, две платформы, эстакаду, ограждение и мощеную площадь. Всех благ — общей площадью 5,3 тысячи квадратных метров. Начальную цену назначили в 83 миллиона рублей, но торги не состоялись — не нашлось покупателей. Попытку повторили в январе 2018-го. Но провалилась и она.
Наталья Вязовкина